Социология в Украине

Бахтин Михаил Михайлович (5.11.1895, Орёл — 6.03.1975, Москва)

Бахтин Михаил Михайлович (5.11.1895, Орёл — 6.03.1975, Москва) Бахтин Михаил Михайлович (05.11.1895, Орёл — 06.03.1975, Москва) - русский мыслитель, чьи идеи о характере диалога оказали огромное влияние на целый ряд областей, включая теорию литературы, социальную теорию, антропологию, лингвистику и психологию. Центральным в теории Бахтина (например, Бахтин "Речевые жанры и другие поздние сочинения", 1986) является ПОНЯТИЕ голоса как уникального средства разговора в физической природе и человеческом обществе. И, следовательно, слово в житейском контексте выступает в качестве социокультуры, передавая умственные и значимые системы говорящего. Бахтин утверждал, что СОССЮР игнорировал жанры и тем самым упускал многое из существенной деятельности языка. Направленный характер речи означает также, что какое-либо изречение предполагает диалоговое ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ между голосом говорящего и голосом адресата, для которого изречение предназначено. Значение идей Бахтина для социологии состоит в их причастности к социокультурной ситуационности изречения на повседневном языке и к вопросу о том, может ли кто-либо назвать "собственным" изречение, высказанное своим голосом. В центре его внимания находится "полифонический" и динамический характер языка в рукописях о популярной культуре, особенно о КАРНАВАЛЕ ("Рабле и его Мир", 1969), которые недавно вызвали интерес в социологии. Он показывает, что исторически карнавал является местом "амбивалентности" (например, поклонению смерти и "унижениям" тела, подобно испражнению и спариванию), а также источником контркультуры по отношению к более высоким ее формам.
Родился 4 (16) ноября 1895 в Орле. Учился на историко-филолологическом (классическое отделение) и философском факультетах в Новороссийском (Одесса), затем – в Петербургском УНИВЕРСИТЕТЕ. С 1918 года живёт в ГОРОДЕ Невеле, преподаёт в единой трудовой школе. Там складывается тесный круг единомышленников-интеллектуалов: М. И. Каган, Л. В. Пумпянский, В. Н. Волошинов,М. В. Юдина, Б. М. Зубакин. С 1920 года живёт в Витебске, преподает в педиституте и консерватории. В круг его знакомых входят П. Н. Медведев и И. И. Соллертинский. К этому времени относятся опубликованные посмертно философские работы «Автор и герой в эстетической деятельности» и «К философии поступка» (оба ТЕКСТА сохранились в архиве не полностью, названия даны публикаторами). Свою философскую позицию Бахтин соотносил с немецкой школой марбургского неокантианства Г.Когена, австрийской феноменологической традицией Э.Гуссерля и, наконец, с русским символизмом. С 1924 по 1929 Бахтин жил в Ленинграде. В этот период были созданы книги, вышедшие под чужими фамилиями, но очевидно содержащие существенный вклад Бахтина или (как полагают) написанные под его диктовку: Волошинов В.Н. «Фрейдизм: Критический очерк» (1927); Он же. «Марксизм и ФИЛОСОФИЯ языка» (1929); Медведев П.Н. «Формальный метод в литературоведении» (1928) и др. Под своим именем Бахтин издал литературоведческое исследование «Проблемы творчества Достоевского» (1929). Книга вышла в момент, когда автор находился под следствием по делу организации «Воскресение» – кружка петербургских интеллигентов, регулярно обсуждавших на своих СОБРАНИЯХ вопросы религии, философии, культуры, политики и навлекших этим на себя подозрения властей в заговорщической деятельности. В июле 1929 Бахтину был вынесен приговор – пять лет строго режима, но по состоянию здоровья (он страдал хроническим остеомиелитом, который привел в 1938 к ампутации ноги) и благодаря ходатайствам друзей концлагерь был заменен ссылкой в Казахстан (г.Кустанай). В 1936 Бахтин устроился на работу в Мордовский педагогический ИНСТИТУТ (г.Саранск), с 1937 до окончания войны работал школьным учителем в г.Кимры. В 1945 Бахтин был приглашен в Мордовский пединститут, и работал там до выхода на пенсию в 1961 в должности заведующего литературоведческими кафедрами.
В 1930–1940-е годы Бахтин написал цикл статей о своеобразии жанра романа и два связанных с этим циклом исследования: о Гёте и о Рабле. Работу о Рабле в переработанном виде защитил в качестве кандидатской диссертации в 1946 в ИМЛИ. В конце 1960-х годов Бахтин переехал сначала в Подмосковье, а затем в Москву. Благодаря ряду публикаций имя Бахтина возвращается из забвения. В 1960–1970-е годы вышли второе переработанное и дополненное издание книги «Проблемы поэтики Достоевского» (1963); первое издание книги «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и РЕНЕССАНСА». Сборник «Вопросы литературы и эстетики», посвященный в основном теории романа, вышел в 1975 уже посмертно, в 1979 усилиями наследников архива вышел сборник «Эстетика словесного творчества», содержащий статьи и заметки 1950–1970-х годов, а также первую публикацию ранней философской работы «Автор и герой в эстетической деятельности». Другая ранняя философская работа Бахтина «К философии поступка» впервые была опубликована в ежегоднике «Философия и СОЦИОЛОГИЯ науки и техники» за 1984–1985 (1986). В 1996 вышел 5-й том 7-томного собрания сочинений, а в 2000 – 2-й том. Интерес к наследию Бахтина, пробудившийся в России и за рубежом в 1960-е годы, возобновился в 1990-е годы, и сейчас Бахтин остается одним из самых влиятельных и читаемых русских мыслителей.
Две ранние философские работы Бахтина посвящены проблеме отношений искусства и действительности как нравственной реальности, т.е. области человеческого поступка. Бахтин предложил рассматривать категории «автора» и «героя» не только как литературные, но как укорененные в жизни понятия. Всякий человек, с точки зрения Бахтина, является «автором» по отношению к другим людям, а те, в свою очередь, являются по отношению к нему «героями». Подобная постановка проблемы не только открывала подлинно-жизненные, «невыдуманные» основания литературы, но и обнаруживала эстетические основания межчеловеческих отношений. Исходным пунктом бахтинской философской рефлексии является ВОСПРИЯТИЕ другого человека как говорящего (как слово) и как выглядящего, имеющего наружность (как ТЕЛО) или, иначе говоря, граница внешнего и внутреннего в человеке. Особый интерес в этом отношении для Бахтина представлял Ф.М.Достоевский. Но исследование о Достоевском было написано уже совсем в другую эпоху. Бахтин вынужден был существенно философски «облегчить» свою книгу 1929 и писал в ней только о поэтике. Но даже в этих условиях ему удалось сказать новое слово о творчестве Достоевского. Бахтин определяет ТИП романа Достоевского как роман идей, но не в традиционном смысле столкновения различных идеологий, закрепленных за тем или иным героем, а в смысле взаимопроникновения «голосов» разных героев. Идея понимается им как авторитетный голос другого, который может овладевать СОЗНАНИЕМ героя. Бахтин называет роман Достоевского «полифоническим», многоголосым, потому что автор предоставляет героям в пределах своего замысла предельную свободу высказывания и ОБМЕНА высказываниями, почти не вмешиваясь и не отвечая за них. Голос героя в любой момент проницаем для чужих голосов. Герой Достоевского оказывается все ВРЕМЯ не равен себе, его речь отражает речь других и отражается речью других. Сложные пересечения голосов героев, «речевая интерференция», с точки зрения Бахтина, не могут быть описаны в пределах лингвистики, и исследователь выступает с проектом новой гуманитарной дисциплины – металингвистики. Книга о Достоевском, по существу, является работой по философской антропологии. «Двуголосое слово», «слово с лазейкой» – эти понятия из книги о Достоевском описывают духовную реальность бессмертия: изнутри себя человек незавершен и незавершим, т.е. не может пережить свою смерть, представить ее себе – оттого и речь его «нескончаема».
Работы 1930-х годов о романе развивают идеи ранних собственно философских работ Бахтина и исследования о Достоевском. Но ИНТЕРЕСЫ его существенно меняются: если в работах 1920-х годов преобладал интерес к философско-эстетическим аспектам речи, то теперь в центре внимания исследователя оказывается вопрос о соотношении времени и пространства и о теле человека. Как и в работе о Достоевском, Бахтина интересует незавершенное и незавершимое бытие, но теперь уже не отдельного человека, а человечества, т.е. речь идет об особого РОДА рефлексии на литературном материале от античности до современности. Ключевой книгой оказывается «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса» (1965). Именно здесь находит свое наиболее полное воплощение концепция «гротескного коллективного тела», которое мыслится то как пространственная незавершенность (различные формы праздника, которые дают личности ощущение совместности, причастности всемирной жизни), то как временная незавершенность (продолжение человеческого рода). С точки зрения Бахтина, непрерывность духовной жизни человечества раскрывает себя в романе – жанре, вбирающем в себя все другие жанры и делающем всякую жанровую (и идеологическую) односторонность невозможными. Хронотоп (от греч. hronos «время» и topos «место») оказывается антропологическим горизонтом, духовной перспективой, которые не позволяют человеку отчаяться в самых безвыходных и катастрофических ситуациях.
Бахтин писал о критерии истинности гуманитарного знания, ключевым моментом которого является "выяснение внутреннего ядра личности, в отношении которого возможно только чистое бескорыстие". Мировая НАУКА получила в лице Бахтина не просто одного из наиболее глубоких мыслителей XX в. - русский ученый с его идеями культуры как диалога поставил проблему, к которой западная ФИЛОСОФИЯ не была готова. Заметим, что сам ученый прожил жизнь, которая кажется в некотором смысле "сказочной", исключительной: он смог плодотворно работать все время, не поступаясь своим личным и научным достоинством.
Умер Бахтин в Москве 7 марта 1973.

Словарные статьи, связанные с Бахтин

Произведения Бахтин в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Бахтин