Социология в Украине

Барт Ролан (Roland Barthes; 12.11.1915, Шербур — 25.03.1980, Париж)

Барт Ролан (Roland Barthes; 12.11.1915, Шербур — 25.03.1980, Париж)Барт Ролан (Roland Barthes; 12.11.1915, Шербур — 25.03.1980, Париж) - французский СОЦИАЛЬНЫЙ теоретик и один из ведущих представителей семиологии. Его труды, обычно посвященные структуралистскому подходу, испытали также влияние социальной антропологии иМАРКСИЗМА. Наиболее известные из них включают работы о мифах, идеологии и попкультуре. Он был влиятельной фигурой в изучении культуры благодаря своим трудам по семиологии и скорее исследованиям ТЕКСТА, нежели изучению его авторов. Барт писал о событиях повседневной жизни, имиджах и действиях, показывая ПРЕОБЛАДАНИЕ идеологии в тех сферах, которые нередко представлялись свободными от какой-либо политической значимости (например, рекламные афиши вина или маргарина). Он распространил свой интерес на антропологическое ОПРЕДЕЛЕНИЕ мифа — один из способов утверждения общественных норм в качестве не нуждающихся в доказательстве фактов природы, и преобладающий аспект культуры, состоящий из систем ЗНАКОВ, посредством которых мы познаем и отражаем самих себя. МОДА, например, может рассматриваться как СИСТЕМА значений, в которой одежда разнится путем подчеркивания деталей, а ее обладатель находит место в постоянно меняющемся мире СИМВОЛОВ. Барт доказывал, что культурные формы в сущности неоднозначны и допускают разные интерпретации или иное понимание. Среди ключевых его работ — "Мифология" (1957) и "Основы семиологии" (1964).
Родился 12 ноября 1915 в Шербуре, Нормандия. Его отец Луи Барт, морской офицер, был убит в бою в Северном море, когда Ролану не было и года. Его мать Генриетта вместе с его тётей и бабушкой перебрались в Байонну, ГОРОД на юго-западе Франции. Там будущий философ впервые соприкоснулся с миром культуры, обучаясь игре на фортепиано под руководством музыкально одарённой тёти.
Получил классическое гуманитарное образование в Париже. Ролан показал себя многообещающим студентом, обучаясь в Сорбонне с 1935 по 1939 годы. Но его академическая КАРЬЕРА была испорчена тяжёлой болезнью — туберкулёзом лёгких, — приходилось много времени проводить в санаториях. Болезнь помешала ему участвовать в войне. В юношеские годы оформились две основные черты характера Барта: левые политические взгляды и любовь к театру.
Преподавал в 1948–1950 в Бухаресте, где испытал влияние лингвосемиотических идей А.-Ж.Греймаса. В 1950-е годы выступает как журналист, симпатизирующий «новому роману», «театру абсурда» и сценическим идеям Б.Брехта. В 1953 публикует книгу Нулевая степень письма. Письмо (l'criture) – термин, связанный именно с Бартом и обозначающий некую идеологическую сетку, находящуюся между индивидом и действительностью и заставляющую его принимать те или иные ценностные ориентации. В сборнике статей середины 1960-х годов Барт уделяет основное внимание сложностям отношения языка и индивида (Essais critiques, 1964).
Последовательно проводя левые «антибуржуазные» идеи, Барт издает в 1957 серию очерков «Мифологии», где описываются основные «мифы» мелкобуржуазного сознания и их отражение в средствах массовой информации (Mythologies, 1957). В этой связи интересным оказывается осмысление понятия «миф». Для Барта — это особая коммуникативная СИСТЕМА, сообщение: философ определяет миф как совокупность коннотативных означаемых, образующих латентный (скрытый) идеологический уровень дискурса. Смысл и направление деятельности мифа оказывается двояким:
с одной стороны, он направлен на изменение реальности, имеет целью создать такой образ действительности, который совпадал бы с ценностными ожиданиями носителей мифологического сознания;
с другой — миф чрезвычайно озабочен сокрытием собственной идеологичности, то есть он стремится сделать так, чтобы его воспринимали как нечто естественное, само собой разумеющееся.
Барт особо подчеркивает, что миф — это не пережиток архаического сознания, а огромная часть современной культуры. Миф сегодня реализует себя в рекламе, кино, телевидении и т. д.
В конце 1950-х годов Барт увлекается идеями Л.Ельмслева, Р.О.Якобсона, П.Г.Богатырева, К.Леви-Строса и др. и приходит к выводу о необходимости семиотической интерпретации культурно-социальных явлений. Событием в культурной жизни Франции стала книга Барта «Система моды» (1967), написанная с семиотико-структурных позиций. Идеи Барта о необходимости семиотической интерпретации социокультурных процессов оказали влияние на французский авангард во главе с группой «Tel Quel» (Ю.Кристева, Ф.Солерс и др.). В книге «О Расине» (1963) Барт резко выступает против распространенных в то ВРЕМЯ позитивистских установок литературоведения, противопоставляя «произведение-продукт» – «произведению-знаку».
Знакомство с идеями М.М.Бахтина о полифоничности литературного ТЕКСТА, с лингвопсихологическими идеями Ж.Лакана и семиотикой У.Эко приводит Барта в конце 1960-х годов к периоду, называемому «постструктуралистским». Барт выступает против «единственности» прочтения текста и окончательности в интерпретации его смысла. Текст, согласно его концепции, есть РОД удовольствия, а чтение – нечто вроде прогулки или даже сексуального удовлетворения (при этом он разделяет «текст-наслаждение» и «текст-удовольствие»). ВОСПРИЯТИЕ текста определяется уровнем читателя и его подготовленностью к прочтению и интерпретации основных пяти КОДОВ, сплетенных в ткани текста, – кода Эмпирии, кода Личности, кода Знания, кода Истины и кода символа. «Прогулка по тексту» осуществляется по мере прочтения основных единиц протяженности текста – лексий, которые могут быть разновеликими.
Классической для этого периода стала книга Барта «C/Z» («S/Z», 1970), где детально анализируется рассказ О.Бальзака «Сарразин». С тех же позиций Барт интерпретирует и возможности восприятия рассказа Эдгара По «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром» (1973). Известны также его исследования о маркизе де Саде, Фурье и Игнатии Лойоле (Sade, Fourier, Loyola, 1971). Особенно важными при восприятии текста Барт считает коннотативные ЗНАКИ и идиолектно-личностные аллюзии. Иначе говоря, по концепции Барта, текст вплетается в общую ткань культуры, и его источники и прочтения могут обнаруживать себя и даже возникать после момента его создания.
Основные идеи и мотивы своего творчества Барт суммировал в книге «Ролан Барт о Ролане Барте» (Barthes R. R.Barthes, 1975).
К концу 1970-х годов популярность Барта была настолько велика, что в 1977 специально для него в Коллеж де Франс была создана кафедра литературной семиологии. Умер Барт в Париже 26 марта 1980.

Словарные статьи, связанные с Барт

Произведения Барт в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Барт