Социология в Украине

Альтюссер Луи (Louis Althusser; 16.10.1918, Алжир – 23.10.1990, Ляверьер)

Альтюссер Луи (Louis Althusser; 16.10.1918, Алжир – 23.10.1990, Ляверьер)Альтюссер Луи (Louis Althusser; 16.10.1918, Алжир – 23.10.1990, Ляверьер) - французский СОЦИАЛЬНЫЙ философ-марксист и теоретик Французской коммунистической партии, чьи воззрения были особенно влиятельны после студенческих выступлений 1968 г. и в период наивысшей популярности структуралистской мысли в 70-х гг. Альтюссер, в частности, выступил против "гуманистического" и гегельянского движения в МАРКСИЗМЕ, доказывая, что зрелые работы МАРКСА — особенно "Капитал" с его акцентом на "рабочей силе", классовых противоречиях и т.д. — должны расцениваться как "научная" ТЕОРИЯ наравне с теориями Галилея или ДАРВИНА ("Ленин и ФИЛОСОФИЯ", 1971). Так, в работе "За Маркса" (1966) и (совместно с Э. Балибаром) "Читая "Капитал" (1970) он отвергает все предположения о присутствии где-либо в зрелой теории Маркса гегелевской концепции отчуждения. Тяготея к эпистемологическим идеям французского научного философа Гастона БАШЛАРА, особенно к его концепции проблематики, Альтюссер сводил свои аргументы к тому, что между ранними философскими (и идеологическими) работами Маркса и позднейшей научной теорией имеется ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ.
Ключевым в его оценках теории Маркса является ПОНЯТИЕ СВЕРХОПРЕДЕЛЕНИЕ — идея, согласно которой крупные изменения в обществе сложны и во многом детерминированы. Кроме того, он проводил различия между идеологическим и репрессивным государственными аппаратами. Сочетание этих подходов дает Альтюссеру возможность уйти от вульгарного ДЕТЕРМИНИЗМА или "экономизма", поскольку допускает, что, во-первых, идеологическая надстройка — не просто отражение экономики, но отчасти и условие ее существования, а во-вторых, что ИДЕОЛОГИЯ — не просто "лже-сознание", а важная часть реальных социальных отношений. Подобным же образом понятие СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА Маркса трактуется как требующее в каждом конкретном случае учитывать сложное сочленение экономической, политической и идеологической практики. Трудно сегодня передать величину интереса, вызванного несколько витиеватыми концепциями Альтюссера. Однако степень догматизма в интерпретации марксизма и тот факт, что его теория решила мало конкретных проблем и вскоре в самой себе обнаружила ПРОТИВОРЕЧИЕ, привели к затмению его славы, трагически совпавшему с убийством собственной жены и тюремным заключением.
Испытывал влияние структурализма и неорационализма. В своих работах исследует проблемы общественного развития, истории философии, диалектики, гносеологии, соотношения науки, идеологии и философии, теории и практики.
В работах 1960-х гг. («За Маркса», «Читать КАПИТАЛ» (в соавт.) и др.), принесших широкую известность, он выражает обеспокоенность наличием во французском марксизме теоретической пустоты, отсутствием теоретической традиции, недооценкой роли теории вообще и философской теории в особенности. Альтюссер ставит цель способствовать оживлению интереса к философии как области фундаментальных исследований, необходимых не только для общественных и гуманитарных наук, но и для естествознания, поскольку философия является своеобразной «совестью науки», а также уберечь философию от опасности превращения ее в служанку политики, сведения ее к комментариям текущей политики.
В рамках поставленных задач Альтюссер выступает против наметившегося крена французского марксизма в проблематику человека и Гуманизма, считая, что это противоречит и сути марксизма, и творческой эволюции К. Маркса. Он отмечает, что на начальном этапе Маркс действительно опирался на «философию человека», которая служила ему теоретическим фундаментом. Однако с 1845 Маркс порывает с прежней концепцией и переходит на строго научные позиции, направляя все свое внимание на изучение структуры общества, способа производства, общественных отношений и т.д. Между «молодым» и «зрелым» Марксом произошел «эпистемологический разрыв», в результате которого было создано новое учение об обществе, исходя из которого Маркс критически оценивает гуманизм. Все это, как полагает Альтюссер, дает основание считать, что марксизм есть «теоретический антигуманизм».
Альтюссер утверждает, что понятие гуманизма является не научным, а идеологическим, за ним нет какой-либо реальности, оно не играет познавательную РОЛЬ. Не отрицая практическую важность гуманизма как идеологии, Альтюссер выступает за радикальное ОТДЕЛЕНИЕ науки и теории от идеологии. Он ратует за построение «чистой» теории, свободной от всякого ЭМПИРИЗМА и ПРАГМАТИЗМА. Для достижения этого он фактически противопоставляет теорию и практику и выдвигает понятие «теоретической практики», у которой имеется свой собственный объект и которая производит свой собственный продукт — знание. Марксистская философия выступает при этом как «теория теоретической практики», т.е. как МЕТАТЕОРИЯ и метанаука, разрабатывающая методологию научной деятельности. В стремлении очистить марксистскую философию от гуманизма, Альтюссер подчеркивает антисубъектную направленность своей концепции и в духе структурализма определяет историю как «процесс без субъекта».
В работах 1970-х гг. («Элементы самокритики» (1974), «Позиции» (1976) и др.) Альтюссер вносит коррективы в свою концепцию, признает, что допускал «теорицистский уклон» и увлечение структуралистской терминологией. Вместе с тем он продолжает развивать свое понимание философии и ее связей с политикой, разрабатывать проблемы структуры общества, соотношения науки и идеологии.

Словарные статьи, связанные с Альтюссер

Произведения Альтюссер в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Альтюссер