Социология в Украине

Эллюль Жак (Jacques Ellul; 06.01.1912, Бордо – 19.05.1994, Пессак)

Эллюль Жак (Jacques Ellul; 06.01.1912, Бордо – 19.05.1994, Пессак)Эллюль Жак (Jacques Ellul; 06.01.1912, Бордо – 19.05.1994, Пессак) - французский социолог, юрист по образованию, участвовал в движении Сопротивления во Франции, в последнее десятилетие проф. УНИВЕРСИТЕТА в г. Бордо. В своих работах затрагивает различные социологические темы - проблемы техники, государства, революции, политической пропаганды, утопии, информационного общества.
В 60-е гг., анализируя вопросы техники и государственной власти, выступил как СОЦИАЛЬНЫЙ критик индустриального общества. В книге "Техника" (1962) (в США издана под названием "Технологическое ОБЩЕСТВО") прослеживал связь техники с РАЦИОНАЛИЗМОМ, с абстрактным мышлением, современным знанием. В ряде последующих работ, например "Аутопсии революции" , ставит под сомнение прогрессивно-поступательный характер общественного развития, дает развернутое обличение ПРОГРЕССА во всех его наличных формах.
Эллюль - член Национального совета протестантской церкви Франции (хотя религиозная тематика не занимает в его исследованиях сколько-нибудь значительного места). Эллюля считают сегодня одним из видных представителей современного "христианского ГУМАНИЗМА". Он, так же как и сторонники философского персонализма, провозглашает в качестве ведущей идеи мысль о достоинстве и ЦЕННОСТИ человеческой личности. Проделал определенную эволюцию от социального критицизма либерального толка к неоконсерватизму.
Раскрыв в ряде работ ("Пропаганда", "Политическая иллюзия") механизм идеологического манипулирования, ввел в теорию пропаганды ПОНЯТИЕ "социологическая пропаганда", под которой подразумевается воздействие на СОЗНАНИЕ людей через образ жизни, через СИМВОЛИКУ и реальный мир социального окружения. Понятие революции, по мнению Эллюля, утратило реальное содержание. Борьба против неравенства, эксплуатации, КОЛОНИАЛИЗМА, ИМПЕРИАЛИЗМА, как полагает Эллюль, в современных условиях не может стать основой революции. Нужна иная РЕВОЛЮЦИЯ, которая изменит не социальные, политические и экономические структуры, а судьбы человека. Утверждая, что в современном обществе уже невозможны политические революции, Эллюль провозглашает наступление эпохи БУНТОВ. Детальное изучение массовых движений 60-х гг., предпринятое Эллюлем, приводит его к критике утопии как формы массового сознания. В условиях современного западного общества, по Эллюлю, произошел распад системы ценностей, поэтому необходимо объявить "крестовый поход" за возрождение утраченных идеалов, за воскрешение ценностей раннебуржуазной эпохи.
В последних работах Эллюль вновь возвращается к либеральной позиции, обосновывает появление "информационного общества", эры компьютеризации. Историческая РОЛЬ буржуазии состоит в том, что она ввела в ДЕЙСТВИЕ механизм индустриализации. Освобождение ПРОЛЕТАРИАТА и ДОСТИЖЕНИЕ "подлинного СОЦИАЛИЗМА" возможно без революции, ибо капитализм перестал быть главным фактором отчуждения человека. Такими факторами в настоящее ВРЕМЯ являются централизованное бюрократическое ГОСУДАРСТВО, превратившееся в автономную и независимую силу, и существующая как средство реализации власти и угнетения техническая СИСТЕМА. Но как обуздать технический прогресс? По Эллюлю, контроля над техническим прогрессом можно достичь путем автоматизации производственных процессов и развития информационных систем. Именно в информатике заключена возможность выработки цивилизации, альтернативной по отношению к индустриальной.

Словарные статьи, связанные с Эллюль

Нет ничего в словаре.

Произведения Эллюль в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Эллюль

Нет ничего в библиотеке.