Социология в Украине

Конт Огюст (Isidore Marie Auguste Francois Xavier Comte; 19.01.1798, Монпелье — 5.09.1857, Париж)

Конт Огюст (Isidore Marie Auguste Francois Xavier Comte; 19.01.1798, Монпелье — 5.09.1857, Париж)Конт Огюст (Isidore Marie Auguste Francois Xavier Comte; 19.01.1798, Монпелье — 5.09.1857, Париж).
Французский философ, социолог, основатель школы ПОЗИТИВИЗМА. Он ввел в употребление сам термин «социология». СОЦИОЛОГИЯ как высшая ступень венчала иерархию основных наук: математика — астрономия — физика — химия — биология. Социология призвана изучать законы наблюдаемых социальных явлений, как и любая другая НАУКА, не прибегая к помощи трансцендентных начал. С точки зрения Конта, общественные явления образуют Социальный Организм и могут быть объяснены как звенья, включенные в его функционирование.
Родился в Монпелье, где отец его был сборщиком податей. В лицее особенно успевал в математике. Поступив в политехническую школу, он удивлял профессоров и товарищей своим умственным развитием. В 1816 г. студенты возмутились против одного из репетиторов и послали ему написанное Контом требование выйти в отставку. Вследствие этого школа была временно закрыта, а Конт выслан на родину. Через год он, против воли родителей, вернулся в Париж, где с трудом существовал уроками математики. Попытки его найти какое-нибудь определённое положение были неудачны (между прочим, он поступил секретарём к банкиру Казимиру Перье, но сейчас же с ним поссорился). Вскоре он сблизился с СЕН-СИМОНОМ, стал на несколько лет его учеником и сотрудником и написал первую часть Сен-Симонова «Catechisme des Industriels», под заглавием «Prospectus des travaux scientifiques necessaires pour reorganiser la societe» (1822 г.; 2-е издание 1824). Здесь уже обнаружилось существенное разногласие между учителем и учеником. Сен-Симон находил, что Конт становится на исключительно научную (аристотелевскую) точку зрения, оставляя в стороне «сентиментальную» и религиозную часть системы, а Конт, в свою очередь, заявлял (впоследствии), что его философские убеждения находятся в непримиримом противоречии с новыми религиозными тенденциями Сен-Симона. Это ПРОТИВОРЕЧИЕ в то ВРЕМЯ, несомненно, существовало, и лишь под конец своей жизни Конт своеобразным путём пришёл к сентиментальным и религиозным идеям, отчасти напоминающим соответствующие воззрения Сен-Симона и Сен-Симонистов. С этими последними Конт поддерживал отношения некоторое время и после смерти учителя, помещая статьи в их журнале «Le Producteur» (1826).
Личная жизнь Конта во время его молодости была беспорядочна; в 1818 г. он сошёлся с женщиной значительно старшей его, от которой имел дочь; в 1821 г. он познакомился в одном увеселительном заведении с молодой особой лёгкого поведения, Каролиной Массен, с которой потом вступил в гражданский БРАК (1825 г.). Эта женщина отличалась замечательными умственными способностями и сильным характером, но вместе с тем, по свидетельству Конта, подтверждаемому её позднейшим ПОВЕДЕНИЕМ, ей недоставало женственности, сердечности и нравственного чувства.
Разойдясь с Сен-Симонистами, Конт решил упрочить своё положение в учёном мире. К этому его поощрял успех его вышеназванного сочинения, которое заслужило одобрительные отзывы, между прочим, от Гизo, Брольи, Сэ, Карно, Ламеннэ и Гегеля.
В апреле 1826 г. Конт открыл в своей квартире курс позитивной философии перед учёными слушателями, в числе которых находились такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Пуансо, Бруссэ. После третьей лекции Конт заболел умопомешательством, в припадке которого убежал из Парижа в Монморанси. Главной причиной болезни было, по-видимому, чрезмерное напряжение умственной деятельности; ускорению кризиса способствовали домашние неприятности с женой, возбуждавшей (быть может, невинно) ревность К. Отыскав его в Монморанси, она едва не утонула в озере, куда он её бросил в припадке бешенства. Помещённый сначала в психиатрическую лечебницу Эскироля, он скоро был взят домой на попечение жены и матери. Дома он стал выздоравливать и, по настоянию матери, вступил в церковный брак с Каролиной. По временам к нему возвращались припадки умоисступления, в один из которых он бросился в Сену, но был спасён. В августе 1828 г. наступило полное выздоровление, а в январе 1829 г. он возобновил и в том же году окончил свой приватный курс позитивной философии, который затем повторил публично перед более обширной аудиторией. В 1830 г. Конт подвергся нескольким дням ареста за отказ поступить в национальную гвардию (при Луи-Филиппе), мотивированный его республиканскими убеждениями. В 1832 и 1833 г. он безуспешно обращался (лично и письменно) к министру народного просвещения Гизo с просьбой учредить для него кафедру общей истории математических и естественных наук. Гизo, успевший забыть свой прежний благоприятный отзыв о первом сочинении Конта, отзывается в своих записках об основателе позитивизма как о добросовестном и убеждённом, но ограниченном и полоумном фанатике.
В 1835 г. Конт был защитником республиканца Mappa (Marrast) в известном политическом процессе; но в сущности он считал настоящим путём общественного ПРОГРЕССА распространение научных знаний в народе, и с этой целью, вместе с некоторыми другими учёными, основал ещё в 1830 г. Association polytechnique, которая должна была устраивать даровые популярные курсы точных наук для рабочего населения Парижа. На свою долю Конт взял курс астрономии, который и читал в течение многих лет. В это же время он печатал свой «Cours de philosophie positive» (I т. в 1830 г., последний, VI, в 1842 г.). Во время обработки этого сочинения он намеренно воздерживался от чтения книг, прямо относившихся к занимавшим его предметам, а также совсем не читал газет и журналов (хотя бы научных), называя такое воздержание «мозговой гигиеной»; зато он занимался своим эстетическим образованием, прочёл в подлиннике главных поэтов латинских, итальянских, испанских и английских и усердно посещал оперу и концерты. Кроме частных уроков, Конт получил в это время место репетитора, а потом экзаменатора в политехнической школе, и мог жить безбедно. Старания его проникнуть в академию наук остались безуспешны. 1842 г. был роковым в жизни Конта. Окончив своё главное философское сочинение, он сосредоточил все своё внимание на вопросах религиозно-политических, что повело его к созданию «позитивной религии» и к притязаниями на первосвященническое достоинство. В том же году он вступил в открытую борьбу с коллегами своими по политехнической школе (вследствие помещённой им в предисловии к последнему тому «Курса позитивной философии» бранной выходки против знаменитого Араго), что вскоре привело его к потере места и к необходимости пользоваться частной благотворительностью. Наконец, в том же году он разошёлся со своей женой, что косвенно также повлияло на его судьбу. Три английские читателя «Курса позитивной философии» (между ними Дж. Ст. МИЛЛЬ), узнав о стеснённом положении Конта, прислали ему значительную сумму денег. Конт счёл такую субсидию за выражение «общественной обязанности» по отношению к его «нравственной магистратуре» и потребовал её возобновления на следующий год. Когда это требование было отклонено, он обратился с циркуляром к приверженцам позитивизма на всем «западе», требуя материальной поддержки для себя, как главного органа нового учения. Подписка, вскоре после этого устроенная Литтре, достигла цели и повторялась потом ежегодно.
В апреле 1845 г. Конт познакомился с Клотильдой де Вo (de-Vaux), женой одного лишённого прав преступника, и вступил с ней в тесную (платоническую) связь. Это была 30-летняя женщина, обладавшая всеми теми качествами, которых недоставало г-же Конт. Близкие отношения Конта с Клотильдой, которая решительно удерживала за ними чисто идеальный характер, продолжались ровно год, до её смерти, после чего восторженная любовь Конта к этой женщине перешла в мистический КУЛЬТ, сделавшийся настоящей основой новой «позитивной» религии. Лично для Конта «алтарем» этого культа было (и называлось) кресло, на котором обычно сидела Клотильда, когда посещала его жилище. Совершавшиеся трижды в день молитвословия состояли обычно из соединения стихов и изречений итальянских, латинских и испанских. Хотя сама Клотильда, исполнявшая, впрочем, обряды католической церкви, не была, по-видимому, верующей, но душевный ПЕРЕВОРОТ, происшедший в Конте под влиянием знакомства с ней, а потом её смерти, выразился главным образом в перемещении центра тяжести его жизни и мыслей из научной сферы в религиозную. Такой характер имеет второе его большое сочинение, которое он сам считал главнейшим своим трудом — «Systeme de politique positive» (4 тома, 1851—54). Политическое и социальное преобразование народов ставится здесь в зависимость от новой религии человечества, первосвященником которой объявляет себя сам Конт. Зародышем этой новой организации является основанная Контом (в 1848 г.) Societe positiviste. Все решительнее выступая в роли первосвященника, Конт обращается с предложениями и советами к русскому императору Николаю I и к великому визирю Решид-паше, но с особенной настойчивостью старается привлечь на свою сторону орден иезуитов. Находившийся в Италии ученик Конта, Сабатье, получил предписание вступить с генералом ордена в переговоры на следующих основаниях: 1) иезуиты отказываются от этого имени и принимают название игнациане, 2) генерал ордена официально провозглашается главой католической церкви и переселяется в Париж, оставляя папу князем-епископом Рима, 3) «игнациане» вступают с позитивистами в религиозно-политический союз для искоренения протестантства, деизма и скептицизма и для преобразования всего человечества на общих католическо-позитивных началах, и 4) публичное открытие совместных действий назначается на 1862 или 1863 г. Отправленное к генералу ордена, Бексу, письмо в этом смысле осталось сначала без ответа; Бекс даже не слыхал до тех пор имени Конт. Когда дело разъяснилось, Конту было сообщено, что иезуиты, как монахи, не занимаются политикой, а как христиане — не могут иметь религиозной солидарности с людьми, отрицающими божество Христа. Конт не потерял, однако, надежды и заявил, что все-таки намерен вскоре написать воззвание о союзе с «игнацианами». В письме к Сабатье он удивляется отсталости иезуитских начальников, «не понимающих неизмеримого превосходства Игнатия Лойолы перед Иисусом»; для вразумления их он посылает генералу Бексу некоторые из своих сочинений, которые тот оставил неразрезанными.
Все это происходило в последний год жизни Конта (1857). Смерть его была ускорена нравственными ПРИЧИНАМИ. Ещё в 1852 г. он разошёлся с главным своим учеником, Литтре, который. принимая всецело его позитивную философию, не захотел следовать за ним по мистическому пути его позднейшего учения. В 1855 г. отношения обострились вследствие составленного Контом завещания, где были пункты, оскорбительные для его жены, за которую вступился Литтре. В мае 1857 г. Конт заболел. Когда он стал поправляться, Литтре пришёл к нему для переговоров о завещании. Конт ни в чём не уступил и был чрезвычайно расстроен этим посещением; он объявил, что не желает никогда больше видеть Литтре и отзывался крайне враждебно о нём и о своей жене. Через несколько дней после этого с ним сделался удар. 5 сентября утром он почувствовал облегчение и пожелал остаться один; когда к нему вошли, то нашли его неподвижно распростертым перед «алтарем Клотильды», а вечером того же дня он тихо скончался. Г-жа Конт после смерти мужа выказала большое неуважение к его памяти, завладела его жилищем, выгнала преданных ему людей, выбросила его реликвии и впоследствии оспаривала судебным порядком его завещание, доказывая, что он последние 12 лет жизни был умалишенным, на чем настаивал и Литтре. Суд не нашёл это мнение основательным и утвердил завещание Конта (за исключением пунктов, оскорбительных для чести г-жи Конт). В то время как лучшие ученики позитивной философии объявляли её основателя сумасшедшим, верные последователи позитивной религии провозглашали его величайшим из людей, не только как учёного и мыслителя, но и как нравственного героя. Великим учёным Конт не был уже потому, что вовсе не был учёным в строгом смысле этого слова. Ни одной из наук он не владел в достаточной степени, чтобы предпринимать самостоятельные исследования, делать научные открытия, устанавливать законы явлений. Энциклопедист и систематизатор, он обладал обширным кругом разнообразных знаний, которые приобрёл в молодости, а впоследствии не углублял и не пополнял в силу своего принципа «мозговой гигиены». Важнейшие успехи точных наук, достигнутые или подготовленные в его эпоху (напр. механическая ТЕОРИЯ теплоты, спектральный анализ, теория эволюции организмов), частью были ему чужды, частью прямо противоречили его мнению. Естествоиспытатели, как Гексли, допускают его КОМПЕТЕНТНОСТЬ только в математике, но и это оспаривается такими АВТОРИТЕТАМИ в математических НАУКАХ, как Гершель и Араго. Одобрение некоторых учёных (напр. Брюстера) относится (и то с ограничениями) лишь к его изложению научных данных и к его суждениям о научных предметах, а не к каким-нибудь положительным приобретениям, связанным с его именем. Нельзя также согласиться с высокой оценкой нравственной личности Конта. Правда, его отношения к Клотильде де Во, особенно после её смерти, чрезвычайно трогательны и делают честь его сердечности и ИДЕАЛИЗМУ; в этом отношении, как и в некоторых других, он напоминает Дон-Кихота. Но с другой стороны, у него не доставало нравственной силы для того, чтобы простить свою жену и помириться с Литтре. Последний взрыв злобы к этим двум близким лицам не только подорвал физическую жизнь Конта, но и обнаружил его нравственную несостоятельность. Что касается вопроса о вторичном сумасшествии Конта, то оба противоположные взгляда на этот счёт неудовлетворительны. Принять вместе с Литтре, что Конт был уже болен, когда составлял и печатал свою «Systeme de politique positive» — невозможно: это произведение не сумасшедшего, а ума значительного и оригинального, возвышающегося иногда до гениальных мыслей и прозрений. Некоторые странности в развитии идей показывают недостаток вкуса и такта, усиленный той искусственной изоляцией, которой подвергал себя Конт ради «мозговой гигиены»: здесь и причина, и следствие относятся к категории чудачества, а не душевной болезни. Но нельзя также принять и то мнение (к которому присоединяется автор новейшей, весьма толковой и обстоятельной монографии о Конте, Грубер) — что Конт оставался умственно нормальным до самого конца своей жизни. За последние два года его взгляды, поступки и письма обнаруживают несомненные признаки умственного расстройства (вероятно, в связи с потерей нравственного равновесия). Не нужно быть психиатром, чтобы понять специфически болезненный характер такого, например, факта: в 1855 г., в. самый разгар притеснительного режима второй империи, Конт хотел читать публичный курс позитивной философии, но не получил на это разрешения от властей; дело было понятно само собой, но Конт (в частном письме) объясняет его, вполне серьёзно, особым деликатным вниманием императорского правительства к достоинству его, Конта, как первосвященника, которому не подобало выступать перед публикой в качестве обычного лектора. Несомненная ненормальность обнаруживается также в его отношениях с иезуитами. В окончательной оценке ЛИЧНОСТЬ Конта вызывает скорее сострадание, чем благоговение. Он не был нравственным героем, как не был и великим деятелем точной науки. Для определения его действительного значения и заслуг нужно обратиться к его учению, то есть к тем двум СИСТЕМАМ общих идей, которые он изложил под именем позитивной философии и позитивной политики.
В основу «Курса позитивной философии» положен «закон трех стадий» (идея, заимствованная у ТЮРГО и Сен-Симона), которые переживает ОБЩЕСТВО. Согласно учению Конта, человеческий дух в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивистскую.
На первой (теологической) стадии, стадии господства духовенства и военных, характеризуется ГОСПОДСТВОМ религиозно - мифологического сознания: человек объясняет причины и сущности вещей посредством особой воли самих вещей или сверхъестественных факторов (фетишизм, политеизм, МОНОТЕИЗМ).
На второй (метафизической) стадии - при господстве философов и юристов - наступившей в 14 в., люди по-прежнему стремятся постичь первопричины и сущности, но явления природы объясняются абстрактными причинами, «идеями» и «силами», гипостазированными абстракциями.
На третьей, позитивистской, стадии, начавшейся в 19 в., для которой характерно объединение теории и практики, ученые, наконец, отказываются от бесплодного поиска причин и сущности вещей (эти вопросы являются неразрешимыми, так как их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть), а вместо этого изучают объективные законы, которые выявляются на основе наблюдений, сравнений и экспериментов. Наиболее характерной чертой позитивной эпохи, по Конту, является преобладающее влияние промышленности на все общественные процессы.
«Savoir pourprevoir, prevoir pour prevenir» («Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать») - эти слова являются девизом позитивной науки.
Позитивная ФИЛОСОФИЯ, по мнению Конта, является вершиной развития наук, выступая своего РОДА «наукой о науках».
Отвергая принцип деления наук по «различным способностям человеческого ума» (Курс положительной философии. Т. 1. - СПБ, 1899. - С. 25), он считал, что этот принцип должен «...вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяется действительным сродством и естественными связями, которые между ними существуют» (там же. - С. 26). Исходя из этого принципа, Конт располагал науки по убывающей простоте и общности: математика с механикой, науки о неорганических телах, науки об органических телах, включающие «социальную физику» или социологию (с дальнейшими подразделениями). Таким образом, согласно критерию перехода от абстрактного к конкретному, науки упорядочиваются в «естественной иерархии»: математика, астрономия, физика, химия и ПСИХОЛОГИЯ которую Конт подразделяет на биологию и социологию. Конт доказывал, что между всеми видами знаний существует глубокая внутренняя связь, т.е. каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук.
Именно Конт впервые в 1832 употребил сам термин «социология» в 47-ой лекции своего Курса (до этого он называл новую науку, вслед за Сен-Симоном, «социальной физикой»), став, таким образом, ее «крестным отцом». О значении социологии как принципиально новой науки в концепции Конта можно судить по тому, что именно ей были посвящены три последних тома Курса позитивной философии. Конт разработал первую научную систему социологии и определил ее практическую цель - ОРГАНИЗАЦИЯ человеческого общества и ускорение ПРОГРЕССА. Чтобы ускорить прогресс, нужна в последнем счете активизация чувств с помощью религии человечества, высшим предметом которой (Grand Etre) является само человечество. Устремлениями этой религии являются: любовь как принцип, порядок как основа, прогресс как цель.
По мнению Конта, Социология Изучает наиболее общие законы, по которым живет человеческое общество как единое целое.
Эта наука состоит из двух частей – социальной статики и социальной динамики: первая раскрывает взаимоотношения между социальными ИНСТИТУТАМИ, а вторая – процессы социальных изменений. В своих работах Конт впервые попытался систематизировать методы и задачи социологических исследований. Хотя в 19 в. Эмиль ДЮРКГЕЙМ и Герберт СПЕНСЕР оспаривали у Конта РОЛЬ основоположника социологии, современные ученые называют «первым социологом» именно его.
Посвятив свою жизнь разработке системы социологических знаний, Конт к концу своей жизни убедился, что самое совершенное изложение "системы наук" не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. По Конту, стал необходим "второй теологический синтез" как духовная опора нового общества. Конт создает "вторую социологию", изложив ее в книге "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества" (1851 - 1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе.
В идеальном обществе, описанном им в четырехтомной Системе позитивной политики (1851–1854), место Бога должно было занять само общество как «высшее существо» для индивида, а ученые и деятели искусств обязаны проповедовать новый культ. Сама позитивистская философия стала истолковываться Контом как религия человечества, которая проповедует полное растворение индивида в обществе, всеобщую любовь и братство. С предложением о реализации своего проекта он обращался ко многим современникам (в том числе к царю Николаю I), но, конечно, не нашел отклика.
Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у Конта религиозные формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству. Человечество Конт именует "Великим Бытием", пространство — "Великой Сферой", землю — "Великим ФЕТИШЕМ". Догматами новой веры должны были выступить позитивная философия и научные законы.
Р. АРОН назвал "Великое Бытие" Конта "наилучшим из всего, сделанного людьми": "стоит любить сущность Человечества в лице лучших и великих его представителей как его выражение и СИМВОЛ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения... То, что Огюст Контпредлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское - завтра, не американское - послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься". Идеи Конта были широко популярны в 19 в. среди естествоиспытателей, прежде всего благодаря работам Дж. С. Милля и Г. Спенсера.
Однако, в историю Конт вошел, прежде всего, как основоположник новой общественной науки - социологии. Предложенную им концепцию трех стадий рассматривают как подход к формационным теориям. Что касается религиозно-утопических исканий Конта, то они оказались быстро забытыми.
Задачу философии Конт видел в описании развития человеческой мысли, которая выражена преимущественно в развитии науки.
Основой доктрины Конта является концепция «трех стадий», согласно которой каждая наука проходит в своем развитии три этапа - теологический, метафизический и позитивный.
Первый из этих этапов характеризуется склонностью человеческого ума объяснять явления природы целесообразными действиями потусторонних сил. На метафизической стадии эти силы заменяются абстрактными принципами. Вместо воли Бога вводятся в рассмотрение естественные причины. ОБЪЯСНЕНИЕМ считается сведение к общим законам. На позитивной стадии, когда возникает подлинно научное знание, наука занята описанием наблюдаемых фактов, их группировкой и классификацией сообразно общим законам, подсказанным самими фактами.
Каждая наука проходит все три стадии самостоятельно. Более того, существует определенный порядок в развитии наук, обусловленный тем, что одна должна опираться на факты, описанные в другой. Для классификации наук Конт использовал критерий догматизма (одна наука вытекает из другой) и ИСТОРИЗМА (переход от одного этапа развития к другому). Поэтому социология оказалась последней в этом ряду: "математика, астрономия, физика, химия, биология, социология". Первой, согласно Кошу, прошла все три стадии астрономия, которая исследует наиболее простые и общие явления. Физика, будучи более сложной наукой, использует достижения астрономии для описания своих фактов. Она, в свою очередь, составляет базу для химии, которая занята изучением на порядок более сложных явлений, чем физика. Последней из наук, вышедших на позитивный этап, является биология, развитие которой было бы невозможно без серьезного прогресса химии.
Каждая наука разрабатывает собственную методологию, сообразную исследуемым явлениям. В исследовательских методах Конт отмечает ту же иерархию, которую находит в самих науках. Наиболее простым он считает наблюдение. Например, астрономия ограничивается лишь этим методом. Наблюдение Конт понимает как акт чувственного восприятия, подводящий воспринимаемое явление под общий закон. Необходимым условием наблюдения является выдвижение гипотезы относительно наблюдаемого явления. Физика и химия, не отказываясь от наблюдения, прибегают также к эксперименту, поскольку изучаемые ими явления допускают их искусственное воспроизведение и, с другой стороны, не наблюдаются с достаточной регулярностью и чистотой в природе, подобно астрономическим фактам. Этот метод оказывается, однако, не всегда уместен в биологии, поскольку искусственное вмешательство в функционирование живых организмов может их разрушить. Основным исследовательским методом биологии Конт считает сравнение.
Этот же метод, согласно Конту, является основным для социологии.
Сам термин «социология» впервые был введен Контом. В качестве предмета социологии Конт определял законы наблюдаемых явлений. Исследование явлений социальной жизни, по Конту, только вступает в позитивную стадию. Социологией, находившейся на метафизической стадии, он считал спекулятивную философию, на смену которой приходит позитивная социология. Одним из первых позитивных социологических законов он полагал свой собственный закон «трех стадий».
Три стадии в развитии социологии Конт отождествляет с состоянием общества. Теологической стадии соответствует вера в божественное ПРОИСХОЖДЕНИЕ общественных институтов и основанное на этой вере согласие всех членов социума. Такой общественный порядок Конт приписывал европейскому Средневековью. Переход на метафизическую стадию связан с разрушением общественного согласия, поскольку различные философские системы предлагают несовместимые принципы социального устройства. Этот период начался с Реформации и характеризуется сильными общественными потрясениями и постоянной борьбой принципов.
Насущную задачу своего времени Конт видит в восстановлении согласия на новых основаниях.
Переход социологии на позитивную стадию должен положить конец разногласиям: позитивная наука найдет подлинные законы существования общества и откроет новые принципы общественного устройства, которые не вызовут уже никаких споров. Это будут не спекулятивные измышления, а научно установленные факты. Никому не придет в голову их отрицать, как ныне никто не отрицает законы, установленные естественными науками. Таким образом, развитие социологии сулит человечеству эру всеобщего мира и процветания. Социология должна стать не только наукой, но и религией, которую Конт называет «позитивной». Ученые-социологи, к которым все граждане будут испытывать то же ДОВЕРИЕ, какое испытывали в Средние века к церковной иерархии, станут новым священством. На них будет возложено руководство обществом. Конт даже приступил к разработке катехизиса позитивной религии, а себя провозгласил первосвященником.
Конт решительно выступал против поисков трансцендентных причин; ставил задачу основывать ДОСТОВЕРНОСТЬ социологических выводов на фактах и их связях, а не на философских интерпретациях смысла истории; уделял особое внимание разработке законов развития семьи: поскольку социальные связи вытекают и концентрируются прежде всего в ней, Конт считал, что именно СЕМЬЯ, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. По Конту, именно через семью ЛИЧНОСТЬ связывается с производством, социальными ГРУППАМИ, организациями. Изучение всех этих связей дает возможность познать сущность общества, его структуру и функции.
Социология Конта состояла из двух разделов: социальной статики и социальной динамики.
Под социальной статикой Конт понимал исследование ограниченного во времени ряда социальных явлений (семьи, касты, КЛАССОВ, социальных групп, организаций, государства, нации) в их взаимосвязи, обусловленности. Он подходил ко всем социальным явлениям с точки зрения общего понятия "общества", в котором видел функциональную систему, основанную на разделении труда. В структуре общества он выделял прежде всего семейную ассоциацию и политическое общество. В первом устойчивые системы связей опираются прежде всего на чувства солидарности и согласия, во втором - на классовые ИНТЕРЕСЫ, идеологические догмы, правовые нормы, юридические законы, доминирующие в данном обществе.
Социальная динамика, по Конту, должна изучать, что является движущей силой в развитии общества. Он считал, что такими силами Являются экономические условия, географическая среда, природные условия, климат. Главной же силой развития общества являются взгляды, идеи, мышление, СОЗНАНИЕ людей.
Одним словом, социальная динамика изучает законы последовательности, а социальная статика — законы существования. Первая должна доставить практической политике теорию прогресса, а вторая - теорию порядка.
По мысли Конта, ПОЗИТИВИЗМ есть средняя линия между ЭМПИРИЗМОМ (материализмом) и мистицизмом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине Явлений либо о сущности вещей. Рассуждать можно лишь на тему, как то или иное явление происходит.
Определяя суть "позитивного", Конт отмечал, что оно выступает как:
1) реальное в противоположность химерическому, посвящающее "себя исследованиям, истинно доступным нашему уму";
2) полезное в противовес негодному, когда "необходимое назначение всех наших здоровых умозрений - беспрерывно улучшать условия нашего действительного индивидуального или коллективного существования вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства";
3) достоверное в противоположность сомнительному, будучи способным "самопроизвольно создавать между индивидуумом и духовной ОБЩНОСТЬЮ целого РОДА логическую гармонию взамен тех бесконечных сомнений и нескончаемых споров, которые должен был порождать прежний образ мышления";
4) точное в противовес смутному, желающее "добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям; между тем как старый философский метод неизбежно приводит к сбивчивым мнениям, признавая необходимую дисциплину только в силу постоянного давления, производимого на него противоестественным АВТОРИТЕТОМ";
5) положительное в противоположность отрицательному, стремящееся - в отличие от теологической и метафизической (критической) форм философствования - "не разрушать, но организовывать".
Основной же характер позитивной философии, по Конту, выражается "в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий".
По мысли Конта, "мы считаем, безусловно, недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных".
С точки зрения Конта, "...теперь, когда человеческий разум создал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остается для завершения системы наук наблюдения основать социальную физику".
Отстраивая эту новую общественную дисциплину, Конт провозгласил создание науки "социологии". Конт поставил ее в один ряд с фундаментальными науками, создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему законов и принципов социологии.
Эволюционная теория Конта сняла ПРОТИВОРЕЧИЕ между "социальным прогрессом" и "социальным порядком": отказ Конта от революционной теории, постановка на ее место эволюционного принципа в социальном развитии давали возможность не уничтожать, а реформировать, эволюционно изменять существующий в обществе порядок.
Эволюционная теория Конта опиралась на выработанные им четыре основных социологических принципа:
1) Принцип условий существования (Milieu), требовавший отдавать предпочтение социальной среде, выделять внешнюю и внутреннюю (духовную) среды, учитывать ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ между организмом и средой (причина и следствие), между человеком и обществом, выделять проблему влияния сознания на среду;
2) Принцип единообразия человеческой природы, требовавший учета соответствия интересов и чувств, учета их единообразия на биологической основе в обход психологии;
3) Принцип КОНСЕНСУСА, обязывавший учитывать цельную совокупность частей, их взаимосогласованность при взаимодействии как частей, так и целого с частями;
4) Принцип эволюции, опирающийся на признание социального прогресса, движения к определенной цели на основе интеллектуального развития, морального совершенства.
Социология, по Конту, должна опираться на следующие важнейшие принципы: эмпиризм, позитивизм и физикализм.
Эмпиризм означает, что единственным источником истинной науки о мире является опыт.
Позитивизм - что предметом его являются только факты, а не трансцендентальное бытие или мнимая сущность вещи.
Физикализм - что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное значение.
Идеи Конта, согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологической науки), сыграли важную роль в становлении философского модернизма.

Словарные статьи, связанные с Конт

Произведения Конт в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Конт