Социология в Украине

Хоркхаймер Макс (Max Horkheimer; 14.02.1895, Штутгарт – 07.07.1973, Нюрнберг)

Хоркхаймер Макс (Max Horkheimer; 14.02.1895, Штутгарт – 07.07.1973, Нюрнберг)Хоркхаймер Макс (Max Horkheimer; 14.02.1895, Штутгарт – 07.07.1973, Нюрнберг) - немецкий (ФРГ) философ и социолог, один из основоположников франкфуртской школы неомарксизма; директор франкфуртского ИНСТИТУТА социальных исследований (1931-1965) и издатель "Журнала социальных исследований" (1931-1941). Отправляясь от неомарксистских идей раннего ЛУКАЧА, Хоркхаймер разработал специфически "франкфуртскую" версию неомарксизма, названную им "критическая ТЕОРИЯ".
Развивая идею "авторитарной личности", выдвинутую "фрейдомарксистом" ФРОММОМ, предложил (во второй половине -30-х гг.) широкую программу исследований, посвященных проблемам семьи и АВТОРИТЕТА, начало которых было положено публикацией коллективного труда "Штудии об авторитете и семье" (1936) и продолжено в послевоенный период (сначала в США, а затем в ФРГ). В 1947 г. (совместно с АДОРНО) публикует еще одно программное произведение "франкфуртского" неомарксизма - "Диалектику просвещения", где неомарксистская СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ получила вид своеобразной философии истории. В основу социально-философской и философско-исторической концепции этой книги была положена идея "сумасшествия" западно-европейского ("буржуазного") РАЗУМА, "повредившегося" якобы в силу изначального противостояния его природе в качестве воли к власти, подавляющей все "природное" как вне человека, так и в нем самом. В книге отчетливо прослеживается влияние идей НИЦШЕ и Шопенгауэра, ассимилированных на почве характерного для "франкфуртцев" левого неогегельянства.
Концепции Хоркхаймера развивались также в книге "Помрачение разума" (1947). В послевоенный период Хоркхаймер публикует ряд работ (часто совместно с Адорно), посвященных критике с позиций критической теории господствовавшей в США и ФРГ социологической методологии. В противоположность "официальной" западной социологии Хоркхаймер утверждал в качестве основных задач критической теории последовательную "теоретическую рефлексию" социальной обусловленности ее собственных предпосылок, радикальную критику всех и всяких проявлений угнетательского, бесчеловечного ("антиличностного") характера современного "позднекапита-листического" общества, причем не только в области социально-экономической, но и в культурной сфере (в особенности в "массовой культуре", а также в сфере предметно-вещественного окружения человека).
Первоначально Хоркхаймер связывал социальные корни критической теории с ПРОЛЕТАРИАТОМ, которого считал не только "субъектом исторического процесса", но и кем-то вроде гегелевского "абсолютного субъект-объекта". Однако по мере разочарования в "критически-революционных" возможностях рабочего КЛАССА, наступившего у него в связи с победой нацизма в Германии, Хоркхаймер возлагал все свои надежды на "критически-мыслящую интеллигенцию", отказываясь, однако, считать ее в духе МАННГЕЙМА "свободно парящим" в обществе "сословием истины". ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ оказывается у него одновременно и социально обусловленной всей "тотальностью" общественных противоречий "позднебуржуазного общества", и свободной от этой обусловленности в силу "критической саморефлексии". Соответственно идея коммунистического будущего вытесняется у него абстрактной тоской по "совершенно Иному", не поддающемуся уже социологической трактовке.
Тем не менее в 60-70-е гг. хоркхаймеровская постановка вопроса обусловленности знания была ассимилирована именно в первоначальном варианте леворадикальной социологией, расценивающей "официальную" западную социологию как "насквозь буржуазную" и в силу этого отмеченную печатью неискоренимого ПОЗИТИВИЗМА, заслуживающего одного лишь разоблачения. Мотивы хоркхаймеровской критики "социологического позитивизма" проникли также в феноменологическую (Феноменологическая СОЦИОЛОГИЯ) критику господствующей на Западе социологической методологии. Влияние идей Хоркхаймера, как и франкфуртской школы вообще, возраставшее с начала 60-х гг., падает к концу 70-х гг.

Словарные статьи, связанные с Хоркхаймер

Произведения Хоркхаймер в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Хоркхаймер