Социология в Украине
Идентификационный номер налогоплательщика. Постановка налогоплательщика getrejoin.com. . шеллак на короткие ногти

Хоманс Джордж Каспар (George Casper Homans; 11.08.1910, Бостон – 29.05.1989, Кембридж)

Хоманс Джордж Каспар (George Casper Homans; 11.08.1910, Бостон – 29.05.1989, Кембридж)Хоманс Джордж Каспар (George Casper Homans; 11.08.1910, Бостон – 29.05.1989, Кембридж) - американский социолог, профессор Гарвардского УНИВЕРСИТЕТА, один из авторов ОБМЕНА социального концепции. В своих ранних работах испытал влияние идей ПАРЕТО, выступая как сторонник структурно-функционального подхода. В работе "Человеческая ГРУППА" выдвинул задачу создания функционалистской теории общества, сформулировал ряд принципов системного анализа социальной группы.
Xоманс ввел понятия "внешняя СИСТЕМА", под которой подразумеваются внешние условия групповой деятельности, и "внутренняя система", элементами которой является "деятельность", "чувства", "взаимодействие", и "нормы". Анализируя с этих позиций ЭМПИРИЧЕСКИЙ материал пяти различных исследований, Xоманс сформулировал ряд законов (индуктивных обобщений) поведения людей, призванных раскрыть внутреннюю структуру, процессы интеграции и дифференциации в группе. Концепция социального обмена создается Xомансом в начале 60-х гг. в противовес структурному ФУНКЦИОНАЛИЗМУ. В это ВРЕМЯ он пришел к выводу, что функционалистская концепция предала забвению человека, игнорировала элементарные процессы социального взаимодействия, образующие реальный фундамент обществ, жизни, гипертрофировала РОЛЬ макросоциальных структур и ИНСТИТУТОВ. Именно изучение субинституционального уровня, считает Xоманс, позволяет раскрыть механизмы формирования нормативно-ценностной структуры общества. Такие понятия социологии, как "роль", "статус", "конформизм", "власть", и др. необходимо объяснять не ДЕЙСТВИЕМ макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений, суть которых Xоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.
Второй принципиальный пункт социологической концепции Xоманса - дедуктивно-номологическая МОДЕЛЬ объяснения, которую он заимствовал у позднего логического ПОЗИТИВИЗМА (Р. Брейтвейт, Э. Нагель, К. Гемпель). Отталкиваясь от принятых в ней критериев, он отвергает как ненаучные существующие социологические теории (структурный функционализм, марксистскую теорию и др.), поскольку их понятия не имеют строгих операциональных определений, эмпирически не обоснованы. Выход из создавшейся ситуации он видит в том, чтобы заимствовать из психологии универсальные объяснительные принципы, так как основные принципы социальных наук могут быть редуцированы к психологическому уровню, их фундаментом должна быть бихевиористская ПСИХОЛОГИЯ (Скиннер). Xоманс тем самым отрицает значимость выдвинутого еще ДЮРКГЕЙМОМ тезиса о несводимости социологии к психологии, который многие годы составлял краеугольный камень западной социологии.
Реноменализм Xоманса выступает в качестве эвристического приема, т. к. он не отрицает качественного своеобразия социальных структур и инитутотов, но, в отличие от других социологов, стремится раскрыть их эмерджентный характер. Опираясь на принципы бихевиористской психологии и некоторые положения микроэкономики, Xоманс формулирует шесть универсальных закономерностей поведения человека в зависимости от ценностей, "вознаграждений" и "наказаний", из которых, по его мнению, можно дедуктивно вывести и объяснить различные ТИПЫ социальной организации и социального поведения человека.
Социологическая концепция Xоманса - типичный образец академической социологии, считающей своей главной задачей чисто познавательную: поиск истины и открытие универсальных социальных закономерностей. С точки зрения Xоманса, СОЦИОЛОГИЯ как НАУКА едина, не может существовать ни буржуазной, ни коммунистической социологии. Политические симпатии Xоманса, по его собственному признанию, близки к КОНСЕРВАТИЗМУ, хотя сам он отрицает связь между идеологией консерватизма и созданной им социологической концепцией.

Словарные статьи, связанные с Хоманс

Произведения Хоманс в нашей библиотеке

Книги, в которых есть упоминания о Хоманс