Социология в Украине

Хобхаус Леонард Трелони (Leonard Trelawny Hobhouse; 08.09.1864, Айв - 21.06.1929, Аленкон)

Хобхаус Леонард Трелони (Leonard Trelawny Hobhouse; 08.09.1864, Айв - 21.06.1929, Аленкон)Хобхаус Леонард Трелони (Leonard Trelawny Hobhouse; 08.09.1864, Айв - 21.06.1929, Аленкон) - английский философ, социолог, общественный деятель, журналист. Преподавал социологию в Лондонском УНИВЕРСИТЕТЕ (1907-1929). При его содействии было открыто отделение социологии в Лондонской школе экономики и политических наук, которое долгое ВРЕМЯ было единственным центром социологической мысли в Великобритании. Участвовал в создании национального социологического общества (1903).
Xобхаус - первый издатель центрального социологического журнала страны "Социологическое обозрение". Обладая энциклопедическими знаниями, Хобхаус принадлежал к первому поколению энтузиастов новой для того времени науки - социологии. Его концепция социологии сложилась под влиянием дарвинизма социального и философского ЭМПИРИЗМА (традиция от Ф. Бэкона до Милля и КОНТА). В отличие от позитивистской программы, Хобхаус был противником полного отделения социологии от философии. Он провел исследование источников социологии, в т. ч. и философские, которые считал основными. Среди указываемых им источников - политическая, моральная ФИЛОСОФИЯ, философия истории.
Появление социологии Хобхаус связывает также с развитием физики, биологии и с общим процессом специализации наук конца 19 - начала 20 в. Тем не менее Хобхаус считал, что первичной характеристикой социологии должна быть эмпиричность методов и мировоззрения в целом (если она хочет дать реалистическое описание человеческого сообщества). При этом он приравнивает контовский позитивный метод к эмпирическому. Однако опыт, по мнению Хобхауса нельзя сводить к чувственному опыту, поскольку наравне с ним факты поставляют и эстетический, и правоведческий, и религиозные виды опыта. Социологическая трактовка общественных явлений, по Хобхаусу, не сводится к обобщению эмпирических данных, но должна объяснять их и через категории цели и ЦЕННОСТИ. Эта концепция "гуманизированного ПОЗИТИВИЗМА", объединявшая в себе объективистский принцип свободы от оценочных суждений и принцип ценностно-нормативного понимания, по-разному оценивалась в истории социологии. Имеются как категоричные заявления о старомодности смешивания фактов и ценностей, о неспособности освободиться от философского морализирования (Р. Флетчер, 1974), так и утверждения о плодотворности подобного синтеза (Ф. Абраме, 1968).
Большое место в работах Хобхауса занимают проблемы понимания социального развития, роли в нем РАЗУМА и морали. Хобхаус продолжал традицию эволюционной этики конца 19 в. (Эволюционизм, дарвинизм СОЦИАЛЬНЫЙ). Он выступал против идеи детерминированности социальной эволюции исключительно биологическими факторами, против спенсеровского понимания эволюции как автоматического, механистического и неизбежного процесса. По мнению Хобхауса Социальный ПРОГРЕСС связан не с жестокой борьбой за существование, а с распространением власти РАЗУМА и моральным совершенствованием, которые способствуют гармонизации человеческих ассоциаций. Его идеал самоконтролирующейся гуманизированной рациональности, т. е. разума, управляющего собственным развитием с точки зрения нравственности и ценностей, очень созвучен современному неоконсерватизму.

Словарные статьи, связанные с Хобхаус

Произведения Хобхаус в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Хобхаус

Нет ничего в библиотеке.