Социология в Украине

Фрайер Ханс (Hans Freyer; 31.07.1887, Лейпциг – 18.01.1969, Эберштайнбург)

Фрайер Ханс (Hans Freyer; 31.07.1887, Лейпциг – 18.01.1969, Эберштайнбург)Фрайер Ханс (Hans Freyer; 31.07.1887, Лейпциг – 18.01.1969, Эберштайнбург) - немецкий философ и социолог, представитель антропологической ориентации, в немецкой социологии, один из основоположников теории индустриального общества. Ранняя работа Фрайера "Оценка хозяйства в философском мышлении XIX века" (1921) свидетельствует о его интересе к социально-философской проблематике, разрабатываемой в духе неогегельянства, отмеченного определенными заимствованиями изМАРКСИЗМА и исторически ориентированной политэкономии.
Первым работам Фрайера свойственна радикальная антибуржуазность, которая в дальнейшем приобрела характер правого радикализма антибуржуазного толка ("Революция справа", 1931). По Фрайеру, утилитаристский "дух буржуазности" привел к отделению семёйно-нравственной сферы от "гражданского общества",- подчиняющего своему экономическому закону всю человеческую реальность. Это побуждает Фрайера возложить надежды на ГОСУДАРСТВО как единственную силу, способную воссоединить хозяйство и нравственность, избавив ОБЩЕСТВО от классовой борьбы ("Государство", 1925).
Отправляясь от этой точки зрения, Фрайер предлагает свое понимание социологии, объявляя ее "наукой о действительности". По Фрайеру, "социологию логоса" в "социологию действительности" превращает социальное ДЕЙСТВИЕ, трактуемое в экзистенциалистском духе как акт свободного волеизъявления индивидов, противопоставленного социально-экономической необходимости, навязанной людям "буржуазным духом" и возникшим из него "буржуазным ОБЩЕСТВОМ". Источником такого решения индивидуальных воль является ВОЛЯ государства, "как выражение всеобщей воли народа".
Преобразование буржуазных социально-экономических структур Фрайер связывает в первую очередь с далеко идущими изменениями в области науки и техники, способствующими, по его мнению, превращению буржуазного общества в индустриальное, утверждающие начала производства, требующие ликвидации существующего отделения "гражданского общества" от государства и подчинения хозяйственной жизни государству как выражению не классово-экономической, а всеобщей нравственной воли.
Однако после того как национал-социалистская "революция справа", воспользовавшаяся аналогичными концепциями в интересах социальной демагогии, обнаружила их одиозность и несостоятельность, Фрайер произвел переакцентировку в рамках своей теории, выдвинув на передний план анализ того нового, что принесла с собой "индустриальная культура", представляющая собой, по его утверждению, "экспансию европейской рациональности" в область всех "жизненных форм" современного человека ("Теория современной эпохи", 1955; "Социальное целое и свобода отдельного индивида в условиях индустриальной эпохи", 1965; и "Мысли об индустриальном обществе", 1970). В отличие от других буржуазных теорий "индустриального общества" концепция Фрайера характеризуется стремлением акцентировать "антропологические изменения" современного человека, которые принесло с собой "индустриальное общество". Эта тенденция, воспринятая сторонниками неомарксизма и леворадикальной социологии, была подвергнута решительной критике с различных сторон. Вместе, с тем она до сих пор имеет своих приверженцев, число которых растет по мере возрастания интереса к антропологической ориентации в социологии во второй половине 70 - начале 80-х гг.

Словарные статьи, связанные с Фрайер

Нет ничего в словаре.

Произведения Фрайер в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Фрайер

Нет ничего в библиотеке.