Социология в Украине

Фиркандт Альфред (Alfred Vierkand; 04.06.1867, Гамбург - 24.04.1953, Берлин)

Фиркандт Альфред (Alfred Vierkand; 04.06.1867, Гамбург - 24.04.1953, Берлин)Фиркандт Альфред (Alfred Vierkand; 04.06.1867, Гамбург - 24.04.1953, Берлин) - немецкий социолог и этнолог. Изучал математику, физику, философию и географию в Лейпцигском УНИВЕРСИТЕТЕ; первоначально специализировался по географии (доцентура 1894 г.), затем - по народоведению и сопутствующим областям философии (новая доцентура 1900 г.). В 1910 г.- сооснователь Немецкого социологического общества. С 1921 г.- внештатный, а с 1925 г.-ординарный профессор социологии в Берлине. С 1934 г.- на пенсии, с запрещением читать лекции. С 1945 г.- председатель кантовского общества, с 1946 г.- возобновление лекций в Берлинском университете.
До первой мировой войны социологические концепции Фиркандта строились на базе позитивистской методологии с преимущественным интересом к этнографическим описаниям, культуре и религии первобытных народов. Выступая против чрезмерно рационалистического объяснения этих феноменов, Фиркандт высоко оценивал иррациональные, неосознанные основы общественной жизни. Полемизируя с ТАРДОМ, придававшим исключительную РОЛЬ в историческом процессе отдельным гениальным новациям, Фиркандт отстаивает принцип постоянства в культурном развитии. Эта общая тенденция приводит Фиркандта к акцентированию социальной роли группы, признаком которой он считает наличие у ее членов группового сознания. Однако он стремился избежать слишком категоричной однозначности в вопросе об отношении индивида и группы, оговаривая значение индивидуальных действий.
Выделяя группу в качестве исходного момента общества, Фиркандт рассматривал ее как элемент более крупных социальных объединений с соответствующими типами личности, индивидуальные границы которой преодолеваются во взаимодействии с социальным окружением. В целом ОБЩЕСТВО предстает у Фиркандта как внутренняя взаимосвязь всех включенных в него общностей и групп.
После первой мировой войны происходят важные изменения в методологии Фиркандта, стремящегося опереться на философско-биологическую теорию целостности (Холизм), взятую в сочетании с феноменологией Гуссерля. Задачей теоретической социологии оказывается, по Фиркандту, интуитивное усмотрение чистых сущностей социального, независимых от исторического изменения. В этой точке зрения нетрудно увидеть также влияние формальной социологии ТЕННИСА и особенно Зиммеля, тем более что указанные Фиркандтом "чистые сущности" общества сходны с зиммелевскими "формами обобществления", Фиркандт также принимает тённисовское деление "община - общество", но смягчает его, отказавшись от резкого противопоставления общины и общества и вводя множество промежуточных членов.

Словарные статьи, связанные с Фиркандт

Нет ничего в словаре.

Произведения Фиркандт в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Фиркандт

Нет ничего в библиотеке.