Социология в Украине

Бергер Питер Людвиг (Peter Ludwig Berger; 17.03.1929, Вена)

Бергер Питер Людвиг (Peter Ludwig Berger; 17.03.1929, Вена)Бергер Питер Людвиг (Peter Ludwig Berger; 17.03.1929, Вена) - американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный идеолог неоконсерватизма, директор ИНСТИТУТА экономической культуры Бостонского УНИВЕРСИТЕТА. Главные работы Бергера посвящены разработке феноменологической социологии знания, социологии религии, теории модернизации и развития стран "третьего мира", проблемам литературы, семьи и т.д. СОЦИОЛОГИЯ знания Бергера в значительной степени обусловлена влиянием феноменологической социологии ШЮЦА, символического интеракционизма Д.Г. Мида, социологической традиции ДЮРКГЕЙМА и М. Вебера.
В ранних работах "Шум торжественных ассамблей" (1961) и "Двусмысленное видение" (1961) Бергер в духе неоортодоксии критиковал институциональную религию, противопоставляя ее подлинной вере. Широкую известность в США и за их пределами получила книга "Введение в социологию" (1963), где была показана взаимосвязь между "человеком в обществе" и "обществом в человеке". Впоследствии идеи этой книги использовались Бергером при разработке совместно с ЛУКМАНОМ феноменологической социологии знания в работе "Социальное конструирование реальности" (1966).
Социология религии, являющаяся составной частью феноменологической социологии знания, наиболее полно изложена Бергером в книге "Священная завеса" (1967), где, применяя разработанный им совместно с Лукманом понятийный аппарат, он стремится показать взаимосвязь между религией и конструированием человеком социальной реальности, проследить процесс секуляризации в исторической перспективе, понять РОЛЬ и значение религии в современном мире. Работа "Слухи об ангелах" (1969) была, по собственному выражению Бергера, "попыткой преодоления кризиса секуляризма изнутри" и возрождения веры в нашем безрелигиозном мире, где о сверхъестественном остались лишь слухи.
Единственной возможностью выхода из кризиса Бергер считает индуктивный подход к интерпретации религиозных истин, восходящий к "теологии сознания" Ф. Шлейермахера. Этот подход представляет собой историко-феноменологический метод исследования религиозных феноменов, позволяющий проследить традицию вплоть до первоначального опыта, уловить сущность этого опыта и сделать свой собственный выбор. Отправным пунктом этого метода является человеческий опыт, а не божественное откровение, а его цель - поиски сущности христианства, в конечном счете приводящие к усмотрению бога, т. е. к вере.
Проблемы модернизации, социального изменения и развития рассматриваются Бергером в работах: "Бездомное СОЗНАНИЕ" (1973), "Пирамиды жертв" (1975), "Лицом к современности" (1977), "Капиталистическая РЕВОЛЮЦИЯ" (1986), "В поисках Восточно-Азиатской модели развития" (1988). В результате контакта с "третьим миром" Бергер пришел к выводу о необходимости диалога с различными РЕЛИГИЯМИ, что означало сдвиг "влево" по сравнению с его изначальной неоортодоксальной позицией. В то же ВРЕМЯ политические взгляды Бергера эволюционировали “вправо”, что выразилось в его переходе на позиции неоконсерватизма. В "Пирамидах жертв" (1975) Бергер равным образом осуждал те способы модернизации, которые были реализованы в Китае времен "культурной революции" и в Бразилии в 60-70-е гг., как наиболее характерные примеры экспериментов в рамках социалистической и капиталистической моделей развития. Обе эти модели Бергер считал в то время неприемлемыми с этической точки зрения, поскольку они потребовали колоссальных жертв в настоящем ради предполагаемых целей в будущем. В "Капиталистической революции" (1986), явившейся итогом разрабатывавшейся на протяжении многих лет теории модернизации, всякие сомнения относительно того, является ли благом для развития стран "третьего мира" капитализм и модернизация, у него отпадают и он становится активным защитником капиталистического пути развития.
В "Социальном конструировании реальности" (совместно с Томасом Лукманом, 1966), он дает оценку роли обыденного знания в социальном конструировании повседневной жизни и учреждений, разрабатывая тему в русле феноменологического подхода Альфреда Шюца. В исследованиях религии, включая "Социальную действительность религии" (1969), он выдвинул спорный тезис о том, что социологи должны занять "методологически атеистическую" позицию и не пытаться обсуждать, является ли религия чем-то большим, чем социальное порождение. Его широко известное введение в социологию — "Приглашение в социологию" (1966) — гимн привлекательности социологии, "игра королей академических дисциплин", по выражению Бергера. См. СТРУКТУРА и ВОЛЯ; Феноменологическая СОЦИОЛОГИЯ.

Словарные статьи, связанные с Бергер

Произведения Бергер в нашей библиотеке

Книги, в которых есть упоминания о Бергер