Социология в Украине

Тайлор Эдуард Барнетт (Edward Burnett Tylor; 02.10.1832, Камберуэлл – 02.01.1917, Веллингтон)

Тайлор Эдуард Барнетт (Edward Burnett Tylor; 02.10.1832, Камберуэлл – 02.01.1917, Веллингтон)Тайлор Эдуард Барнетт (Edward Burnett Tylor; 02.10.1832, Камберуэлл – 02.01.1917, Веллингтон) - английский этнограф, исследователь первобытной культуры, один из основоположников и крупнейший представитель эволюционистского направления в этнологии. Во ВРЕМЯ путешествия на Кубу (1855-57) под влиянием страстного любителя древностей и мецената, банкира Г. Кристи, Тайлор проникся интересом к археологии и этнографии. Он самостоятельно изучил этнографическую литературу и овладел древними языками (латинским, древнегреческим, ивритом). Уже в 1861 появилась его первая научная работа, а спустя четыре года книга "Исследования в области древней истории человечества", в которой достаточно четкое выражение нашли основные идеи эволюционизма.
В 1871 был опубликован главный труд его жизни - "Первобытная культура". В том же году он был избран членом Королевского общества. В 1881 вышла его последняя книга "Антропология (Введение в изучение человека и цивилизации"). Через два года он занял свою первую официальную должность - стал хранителем Этнографического музея при Оксфордском УНИВЕРСИТЕТЕ. В 1884 был назначен лектором по антропологии Оксфордского университета, в 1886 - доцентом Абердинского университета. Многолетняя работа Тайлора по подготовке этнографов увенчалась созданием в Оксфорд, университете кафедры антропологии, первым профессором которой он стал в 1896. Признанным главой английской школы эволюционизма в этнологии он оставался до 1907, когда ДУШЕВНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ вынудило его отойти от науки. Кроме книг Тайлор написал более 250 статей.
Стремление осмыслить и систематизировать огромное количество данных о жизни народов, которые в то время было принято именовать дикими, варварскими или просто отсталыми, привело к возникновению различного РОДА эволюционистских концепций. С возникновением эволюционизма ЭТНОГРАФИЯ впервые стала наукой. Она стала включать в себя не только эмпирию, но и теорию. Для одних этнографов основным субъектом эволюции была культура, для других - ОБЩЕСТВО. Тайлор принадлежал к первым. Главную свою задачу Тайлор видел в том, чтобы вскрыть закономерности развития культуры вообще. Эту эволюцию он понимал как естественно-исторический процесс, происходящий по объективным законам. Не будучи атеистом, он исходил из того, что в изучаемой им области действуют естественные и только естественные причины. Ему представлялось несомненным, что на основе изучения данных археологии и исследования жизни современных отсталых народов можно реконструировать основные этапы развития человеческой культуры. Эволюция человечества шла от дикости через ВАРВАРСТВО к цивилизации. Она представляла собой постулат, развитие, что не исключало возможности временного регресса. В качестве важнейшего средства реконструкции прошлого у Тайлора выступало открытие повторяющегося в явлениях культуры во времени и пространстве. Этот прием в дальнейшем получил название типолоогического сравнения и стал важнейшим моментом сравнительно-исторического метода.
Другое средство проникновения в прошлое - широко используемый Тайлором метод пережитков. И хотя о пережитках в культуре писали и до Тайлора, само это ПОНЯТИЕ вошло в науку только с появлением его трудов. культура, согласно Тайлору, развивается в силу действующих в ней естественных причин; она распадается на несколько областей, каждая из которых развивается самостоятельно. Существуют несколько независимых эволюционных рядов. Тайлор не отрицал существования материальной культуры, но считал ее производной от духовной культуры. Его ОПРЕДЕЛЕНИЕ культуры есть определение духовной культуры. Из всех явлений культуры главное внимание он уделил религии. Вся его "Первобытная культура" по существу посвящена возникновению и эволюции религии. Исходной формой религии, "минимумом религии" он считал веру в духовные существа, которую он назвал "первобытным АНИМИЗМОМ". Она возникла в результате попытки дикарей объяснить явления сна и смерти. Они верили в существование в каждом человеке особой субстанции - души, которая может временно или навсегда покидать свою телесную оболочку.
В последующем из понятия души развились представления о духах, олицетворяющих силы природы, животных и растений. Дальнейшая эволюция анимизма подготовила появление политеизма, который в последующем трансформировался в МОНОТЕИЗМ. Для своего времени концепция Тайлора была огромным шагом вперед. По существу это была первая подлинно научная ТЕОРИЯ происхождения и развития религии, базировавшаяся на огромном этнографическом материале. Хотя ныне она в целом устарела, многое в ней осталось непреходящим. Неверно считать, что после стремит, взлета в "Первобытной культуре" Тайлор в основном занимался разработкой деталей и популяризацией. После появления работы Л. Г. МОРГАНА "Древнее общество" (1877) Тайлор обращается к исследованию обществ, ИНСТИТУТОВ, т.е. по существу, следуя за Морганом, переносит центр внимания с культуры на общество. Заинтересовавшись открытыми Морганом классификационными СИСТЕМАМИ родства и используя выдвинутую последователем Моргана английским этнографом Л. Файсоном идею дуальной организации, Тайлор делает существенный шаг вперед в разработке проблем РОДА и экзогамии.
В статьях "О методе исследования развития институтов: применительно к законам БРАКА и происхождения" (1889) и "Матриархальная семейная система" (1896) он пришел к выводу, что первоначальной, исходной формой экзогамии является подразделение людей на две взаимнобрачущиеся половины. В дуально-родовой организации он увидел исток классификационной системы родства турано-ганованского ТИПА и нашел ОБЪЯСНЕНИЕ билатерального (двустороннего) кросс-кузенного брака. В отличие от Л. Файсона он считал, что дуально-родовая ОРГАНИЗАЦИЯ возникла не в результате разделения первоначального человеческого КОЛЛЕКТИВА на две половины, а, наоборот, из соединения двух ранее совершенно самостоят, человеческих групп. И как показали дальнейшие исследования, в частности английского этнографа У.Х. Риверса, он был ближе к истине, чем Л. Файсон.

Словарные статьи, связанные с Тайлор

Произведения Тайлор в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Тайлор