Социология в Украине
Подробное описание дисплей для iPhone 5S у нас.

Беньямин Вальтер (Walter Benjamin; 15.07.1892, Берлин - 27.09.1940, Портбоу)

Беньямин Вальтер (Walter Benjamin; 15.07.1892, Берлин - 27.09.1940, Портбоу)Беньямин Вальтер (Walter Benjamin; 15.07.1892, Берлин - 27.09.1940, Портбоу) - немецкий критик, публицист и социолог искусства леворадикальной ориентации; проделал эволюцию от еврейского мистицизма к неомарксизму; был близок к Франкфуртской школе, хотя не связывал себя с нею организационно и сохранял критическое ОТНОШЕНИЕ к ней по ряду существенных теоретических вопросов; испытал определенное влияние эстетико-социологических воззрений Б. Брехта. Научная КАРЬЕРА Беньямина не состоялась: его дипломная работа "Происхождение немецкой трагедии" была признана неудовлетворительной, ранние литературоведческие произведения получили критическую оценку в академических кругах. Всю жизнь Беньямин вынужден был довольствоваться случайными литературными заработками, что наложило эссеистический отпечаток на стиль его теоретических работ. Среди неомарксистов 20-30-х гг. Беньямина отличал своеобразный пессимизм, который он сам характеризовал как "левую меланхолию": будучи приверженцем идеи пролетарской революции, он, однако, связывал ее не с образом "локомотива истории", а со стоп-краном в этом поезде, за который хватается человечество, чтобы предотвратить (или отдалить) катастрофу - конец мировой истории.
Наибольшее влияние на неомарксистскую социальную философию и социологию искусства Беньямин оказал своей статьей "Произведение искусства в век его технической репродуцируемости", опубликованной в "Журнале социальных исследований" (№ 1 за 1936 г.). В ней он выдвинул идею, согласно которой технически репродуцируемое произведение искусства окончательно утрачивает "ауру", порывая связи как с религиозным КУЛЬТОМ, так и с эстетским его обожествлением, и вступает в связь с политикой, превращаясь в орудие массовой политической борьбы за революционное низвержение капитализма. Эта идея, сближавшая Беньямина с Брехтом, диссонировала с пессимистическими представлениями Франкфуртских теоретиков (в особенности его близкого друга АДОРНО) о массовом искусстве и массовом сознании, которое представлялось им скорее "авторитарным". Идею "сплошной" политизации искусства (прежде всего кинематографа), осуществляемую на базе его новой техники ("производительных сил"), Беньямин противополагает тому, что он называл фашистской "эстетизацией политики". В связи с ростом популярности Беньямина в 60-70-е гг. возрастает интерес и к другим его работам - о Бодлере, о происхождении немецкой трагедии и пр.
Материалистическая ДИАЛЕКТИКА Беньямина коренилась и в еврейском мистицизме, и в историческом МАТЕРИАЛИЗМЕ. ИСТОРИЯ как ПРОГРЕСС должна была расцветать обособленно, а культурные блага могли освобождаться или преобразовываться в "диалектические образы", которые освещали революционные возможности настоящего (см. "Просвещение", 1955, "Улица с односторонним движением", 1974). Сегодня его творчество считается особенно важным вкладом в неомарксистские теории эстетики и "массовой культуры". Часть его работ — теоретический анализ наследия социалистического драматурга Бертольда Брехта. Влияние Брехта изменило направление мыслей Беньямина от критического отрицания до революционного подтверждения коллективного революционного субъекта (см. "Постижение Брехта", 1973). В отличие от Адорно, который был пессимистически настроен в отношении критического потенциала "массового искусства", Беньямин верил в то, что этот прогрессивный потенциал будет найден. Если Адорно сохранил и даже упрочил принадлежность к классическому "модернистскому" (и буржуазному) различию между высокой культурой и остальными формами массовой культуры, то Беньямин высказывал сомнения относительно такого различия. При этом он охватил множество ориентаций, позже ставшими характерными для постмодернизма.

Словарные статьи, связанные с Беньямин

Произведения Беньямин в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Беньямин