Социология в Украине
Установим недорогие шкафы на балкон

Радклифф-Браун Альфред Реджиналд (Alfred Reginald Radcliffe-Brown; 17.01.1881, Бирмингем - 24.10.1955, Лондон)

Радклифф-Браун Альфред Реджиналд (Alfred Reginald Radcliffe-Brown; 17.01.1881, Бирмингем - 24.10.1955, Лондон)Радклифф-Браун Альфред Реджиналд (Alfred Reginald Radcliffe-Brown; 17.01.1881, Бирмингем - 24.10.1955, Лондон) - английский этнограф, один из создателей «социальной антропологии» как теоретической дисциплины на базе сравнительного изучения на месте «примитивных» человеческих обществ в их целостности. Основное влияние на Радклифф-Брауна оказали У. Уэвелл, СПЕНСЕР, ДЮРКГЕЙМ.
Радклифф-Браун - глава формально-структурного крыла английского антропологического ФУНКЦИОНАЛИЗМА, инициатор позитивистско-индуктивистской программы «естественные науки об обществе» и системного подхода в антропологии. Базовые данные для такой науки должны быть эмпирическими фактами о социальной и культурной жизни человека, собранными «в поле», в прямом контакте с изучаемыми обществами (известны полевые исследования Радклифф-Брауна на Андаманских островах). Радклифф-Браун разделял общую склонность функционализма к трактовке социальных систем как неких супер-организмов, которые имеют ИНТЕРЕСЫ, цели или «необходимые условия существования» и из чьих «потребностей» в выживании и эффективности возникли определенные социальные ИНСТИТУТЫ.
Но в отличие от Малиновского, у которого идея функциональной связи последних с основными биологическими потребностями человека является ведущей, в центре интересов Радклифф-Брауна находится «структура» общеста по аналогии с механической структурой, каркасом тела. В примитивном общесте СТРУКТУРА обществ, отношений между людьми относительно выражена и доступна изучению в туземной терминологии родства, возрастных КЛАССОВ и т. п., характеризующей уклад взаимных ожиданий и обязанностей. В «структурах» отображены природные ограничения на социо-культурную изобретательность человека, на вариативность социальных установлений и правил, в частности на степень свободы в организации систем родства.
Наблюдая в огромном разнообразии обществ, учреждений, разделенных временем и пространством, повторяющиеся необходимые образцы и связи, антрополог как систематик-компаративист ищет «естественную классификацию» структур примитивных обществ. Анализ структуры общества неотделим от исследования социальных функций его ИНСТИТУТОВ и др. структурных элементов. Человеческая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (стратегическими узлами которой являются институты) существенно объяснима вкладом, который она вносит в воспроизводство данного образца обществ, отношений. Видеть ОБЩЕСТВО как целое и показать слаженную работу его частей - задача антрополога. Устойчивая структурная подоснова обществ, жизни выявляется синхронным срезом, «сечением» общества.
Объяснение изменений самой этой подосновы требует привлечения теорий эволюции, которые Радклифф-Браун одобрял, отвергая в них только «псевдоисторические спекуляции». Радклифф-Брауну и его последователям не удалось выполнить программу строгого структурно-функционального описания всей системы примитивного общества в ее динамике. Функционалистские объяснения посредством анализа прямого вклада явления в сохранение социальной структуры не могли быть строгими, ибо нельзя установить точной связи между чрезвычайно общими проблемами, приписываемыми обществу, и конкретными институтами наследования, РОДА, возрастных обязанностей и т. п., многофункциональными по своей природе. Эти трудности возросли при переносе методов Радклифф-Брауна с предмета примитивной антропологии на сложные современные общественные системы, который пыталась осуществить ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА социальной антропологии (Л. УОРНЕР, С. Такс и др.) и американский социологический функционализм (Мертон, Пирсоне и др.).

Словарные статьи, связанные с Радклифф-Браун

Произведения Радклифф-Браун в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Радклифф-Браун