Социология в Украине

Мид Джордж Герберт (George Herbert Mead; 27.02.1863, Саут-Хэдли - 26.04.1931, Чикаго)

Мид Джордж Герберт (George Herbert Mead; 27.02.1863, Саут-Хэдли - 26.04.1931, Чикаго)Мид Джордж Герберт (George Herbert Mead; 27.02.1863, Саут-Хэдли - 26.04.1931, Чикаго) - американский философ, социолог и СОЦИАЛЬНЫЙ психолог; последователь Джемса и ДЬЮИ, видный представитель ПРАГМАТИЗМА и натурализма. Исходным пунктом философии Мид является ПОНЯТИЕ акта, определяющего специфику восприятия объективной реальности действующим субъектом (который понимается в широком смысле - физический "субъект", "живая форма", социальное Я).
Содержание объектов определено прошлым опытом Индивида во всем его своеобразии и неповторимости, и поэтому они "являются выражением особенных отношений между ними и индивидом". Объекты различны для индивидов, поскольку связаны с различными индивидуальными "перспективами". В понятии перспективы выражается специфичность взаимодействий субъекта со свойственной ему средой. Перспективы имеют объективное существование. Реальность есть многообразие возможных перспектив, плюральность разного РОДА систем взаимодействий. Любой субъект может участвовать или участвует во многих перспективах одновременно. Факт одновременного участия в разных перспективах Мид именует "социальность". Воспринимаемая реальность, в том числе и реальность общества, "социальна" по своей природе. В то же ВРЕМЯ "социален" и субъект, ибо он конституируется, как таковой, в силу своего участия в разных перспективах. Ход мысли, свойственный общефилософской концепции Мида, воспроизводится в его социальной психологии. Центральным является ПОНЯТИЕ межиндивидуального взаимодействия.
Совокупность процессов взаимодействия конституирует ОБЩЕСТВО и социального индивида. ДЕЙСТВИЕ индивида (физическое или вербальное) воспринимается другими людьми, будучи опосредованно значением. Значение - редуцированное ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, существующее в опыте индивидов. Тождество значений в опыте того, кто действует, и того, кто воспринимает действие, предполагает возможность "принятия роли другого". В случае более сложного взаимодействия с участием многих индивидов учитывается и обобщается мнение группы относительно общего объекта взаимодействия, т. е. принимается РОЛЬ "обобщенного другого". Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого - стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. ПРОИСХОЖДЕНИЕ Я целиком социально, главная его характеристика - способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. БОГАТСТВО и своеобразие заложенных в том или ином индивидуальном Я реакций, способов действия, символических содержаний зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует.
Структура завершенного Я отражает единство и структуру социального процесса. В то же ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНЫЙ индивид (социальное я) является источником движения и развития общества. Мид выделяет в системе я две под системы: "I" и "me". "Me" представляет собой свойственную данному индивиду совокупность установок "других", т. е. интернализованную структуру групповой деятельности. "I", напротив, имеет автономный характер, является источником спонтанного, непредсказуемого поведения, отражает специфику реакций индивида на социальные стимулы. Реагируя отклоняющимся от ожиданий образом, "I" вносит в структуру взаимодействий изменения, которые, суммируясь, изменяют содержание социального процесса, не давая ему кристаллизоваться в жесткий социальный порядок.
Соотношение "те" и "I" в представлениях Мида о структуре личности соответствует в целом фрейдовским КАТЕГОРИЯМ "сверх-Я" и "Оно". Социальная концепция Мида (сам он именовал ее социальным БИХЕВИОРИЗМОМ, желая подчеркнуть научный, неспекулятивный характер своего подхода, на самом деле имеющего весьма мало общего с традиционным бихевиоризмом) оказала мощное воздействие на последующее развитие социальной психологии и социологии, легла в основу направления, известного как символический интеракционизм (Г. БЛУМЕР, Т. КУН, И. Гофман, А. Стросс, Т. Шибутани и др.). Большое влияние получили его разработки в области педагогики, педагогической психологии, социальной этики. Ряд исследователей (Г. Уинтер, М. Натансон, П. Мак-Хью) не без оснований сближают представления М. о социальной жизни с идеями экзистенциальной психологии, с одной стороны, и социальной феноменологии - с др. В рамках последней, в частности в трудах ШЮЦА, они получили существенное развитие.

Словарные статьи, связанные с Мид Джордж

Произведения Мид Джордж в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Мид Джордж