Социология в Украине

Маркузе Герберт (Herbert Marcuse; 19. 07.1898, Берлин - 29.07.1979, Штарнберг)

Маркузе Герберт (Herbert Marcuse; 19. 07.1898, Берлин - 29.07.1979, Штарнберг)Маркузе Герберт (Herbert Marcuse; 19. 07.1898, Берлин - 29.07.1979, Штарнберг) - немецко-американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы неомарксизма; работал во Франкфуртском ИНСТИТУТЕ социальных исследований. С 1934 г. жил и работал в США,; в годы войны сотрудничал с информационными органами американской разведки, занимаясь антифашистской контрпропагандой, в 50-е гг.- с Русским институтом при Колумбийском УНИВЕРСИТЕТЕ и Русским центром при Гарвардском университете в качестве эксперта по «советскому МАРКСИЗМУ». В 1954- 1965 гг.- профессор Брандейского, с 1965 г.- Калифорнийского университета.
Филосовско-социоллогическая эволюция Маркузе протекала под влиянием «левого» марксизма, интерпретируемого в духе неогегельянства 20-х гг. Под руководством одного из основоположников нем. экзистенциальной философии, ХАЙДЕГГЕРА, Маркузе занимался проблематикой «историчности», истолковывая на основе собственной версии «хайдеггер-марксизма» философию Гегеля , а также ранние работы МАРКСА (статьи Маркузе: «К феноменологии исторического МАТЕРИАЛИЗМА» (1928); «О конкретной философии» (1929); «Транцендентальный марксизм» (1930); «Новые источники к обоснованию исторического материализма. Интерпретация впервые опубликованных рукописей Маркса» (1932). Во второй половине 30-х гг. Маркузе довольно абстрактно изложил свою версию критической теории – «критическую теорию общества», близкую предложенной ХОРКХАЙМЕРОМ. Идею о «преодолении философии» Маркузе развернул в книге «Разум и РЕВОЛЮЦИЯ» (1941).
Маркузе пытался обосновать идею «преодоления философии» на основе редукции диалектики к понятиям политической экономии. В 50-е гг. в связи с общим увлечением фрейдомарксистской версией неофрейдизма, характерным для Франкфуртской школы в целом, Маркузе дополняет «политэкономическую» редукцию логико-диалектических понятий «глубинно-психологической». На этой основе он превращает свою критическую теорию общества в нечто вроде левофрейдистской философии истории вообще и социальной философии современного «индустриального общества» в частности. В противоположность праворадикалистски ориентированным представителям антропологического направления в немецкой социальной философии и социологии, оказавшим решающее влияние на Франкфуртцев, Маркузе выстраивает леворадикальную версию теории «индустриального общества», опираясь на «фрейдомарксистские» предпосылки, впервые сформулированные «левыми» сюрреалистами (А. Бретон).
Согласно Маркузе, современное «индустриальное», или «позднекапиталистическое», ОБЩЕСТВО обеспечивает лояльность своих «функционеров» (им же подавляемых и угнетаемых), формируя у них соответственно «структуру влечений» (понятие ШЕЛЕРА), «витальных потребностей», не выходящих за социокультурные рамки этого общества. Поэтому, по мнению Маркузе, революция против такого общества могла бы быть успешной лишь в том случае, если бы она затрагивала «антропологическую структуру» человеческих потребностей: социальная революция превратилась бы в «антропологическую», прежде всего сексуальную, поскольку основой всех влечений здесь в духе ФРЕЙДА считаются сексуальные влечения.
Переведя таким образом свою критическую теорию общества на философско-антропологический язык фрейдомарксистских категорий, Маркузе затем на протяжении всего последующего периода пытался решить один и тот же вопрос: как возможна революция в «позднекапиталистическом обществе», создавшем у своих функционеров полностью соответствующую ему – «одномерную» - структуру влечений. Эту проблему, становившуюся все более насущной по мере нарастания на Западе в 60-х гг. общественного подъема, Маркузе решает в работах «Одномерный человек» (1964), «Эссе об освобождении» (1969) и др.
Основные надежды в этой связи Маркузе возлагает: на уровне антропологическом - на изначальные эротические влечения, подавленные «индустриальным ОБЩЕСТВОМ», т. е. на «сексуальную революцию»; на уровне культурном - на авангардистское (прежде всего сюрреалистическое) искусство, выражающее БУНТ этих влечений против «репрессивной культуры» «позднебуржуазного общества»; на уровне собственно социальном - на общественные группы людей (молодежь, люмпены, национальные меньшинства, население стран «третьего мира»), еще не интегрированных современным «индустриальным обществом», не сумевшим развить у них соответсвующую – «репрессивную» - «структуру влечений».
Этот комплекс идей обеспечил Маркузе огромную популярность во второй половине 60-х гг. среди «новых левых» экстремистов, ставивших своей целью «тотальную революционную войну» против «позднекапиталистического общества», его «репрессивной культуры» и его «авторитарной личности». Однако, увидев, к чему приводит его идея «Великого Отказа» на практике (аморализм, нигилизм и ТЕРРОРИЗМ), Маркузе все решительнее отмежевывается от левых экстремистов, внеся определенные коррективы в свою концепцию («Контрреволюция и бунт», 1972), после чего его влияние в левых кругах, в частности на леворадикальную социологию, резко упало и затем продолжало падать на всем протяжении 70-х гг.

Словарные статьи, связанные с Маркузе

Произведения Маркузе в нашей библиотеке

Книги, в которых есть упоминания о Маркузе