Социология в Украине
Мой друг учил английский по скайпу с преподавателм из Самары.

Маннгейм Карл (Karl Mannheim; 27. 03.1893, Будапешт - 09.01.1947, Лондон)

Маннгейм Карл (Karl Mannheim; 27. 03.1893, Будапешт - 09.01.1947, Лондон)Маннгейм Карл (Karl Mannheim; 27. 03.1893, Будапешт - 09.01.1947, Лондон) - немецкий философ и социолог, один из создателей знания социологии. Учился в УНИВЕРСИТЕТАХ Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды Маннгейма формировались под влиянием идей Д. ЛУКАЧА, Б. Залоша, Э. Ласка, РИККЕРТА, Э. Гуссерля, М. Вебера, Шелеpa - в традициях неокантианства, феноменологии, МАРКСИЗМА (в трактовке раннего Д. Лукача). После падения Венгерской советской республики (1919) эмигрировал в Германию. С 1925 г.- приват-доцент философии Гейдельбергского университета, с 1929 г.- профессор социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурте. С 1933 г., эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1941 г.- в ИНСТИТУТЕ образования при Лондонском университете, где в 1945 г. стал профессором педагогики. Незадолго до смерти - руководитель отдела ЮНЕСКО. является инициатором и редактором "Международной библиотеки по социологии и социальной реконструкции", способствовал конституированию социологии как учебной дисциплины в Англии.
В первый, "немецкий", период, наиболее продуктивный с творческой точки зрения, Маннгейм занимался проблемами интерпретации "духовных образований", теорией познания сначала в русле философии культуры (Seele und Kultur. Budapest, 1918) и гносеологизма (Die Struktur-analyse der Erkenntnistheorie. В., 1922), затем разработал собственную философско-социологическую методологию - социологию познания, или социологию мышления (Historismus. 1924; Das Problem einer Sociologie des Wissens. 1925; Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. 1926). В дальнейших работах Маннгейм углубляет свою социологическую методологию, развивая ее категориальный аппарат на конкретном социально-историческом материале - исследует генезис консервативного стиля мышления в Германии, феномен поколенческого единства, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопического сознания.
Во второй, "английский", период занимался главным образом популяризацией социологии познания, развивал ее идеи в сфере теории культуры, культурной и образовательной политики. Заимствовав марксистское положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности познания, Маннгейм вслед за ШЕЛЕРОМ полагал, что общественное бытие не сводится только к "экономическим отношениям производства".
"Социальное бытие", по Маннгейму,- это исторический жизненный процесс, естественно порождающий из себя в разные эпохи разные "центры систематизации" - реальные жизненные доминанты, которые могут носить не только экономический, но и, как, например, в средние века, религиозный или иной характер, определяя стиль эпохи. В рамках определенной эпохи могут существовать различные социальные "констелляции" - естественно исторически сложившиеся расстановки социально-классовых позиций и сил. Последние обусловливают существование различных "стилей мышления", или "мыслительных позиций".
Специфическая задача социологии познания - соотнести "духовные образования" с социальными позициями их носителей. Это соотнесение выявляет, сколь различным образом может представляться одна и та же ситуация наблюдателям, находящимся в различных позициях. Поэтому СОЦИОЛОГИЯ познания, считает Маннгейм, должна отбросить "метафизическую иллюзию о внеисторическом субъекте социального познания", выхваченном из социального контекста, мыслящего якобы с "точки зрения вечности", и признать тот факт, что различное положение познавательных субъектов в социально-историческом пространстве и времени обусловливает "релятивность" их познания - односторонность их познавательных "перспектив", относительную ложность их точек зрения. (Историцизм). Если правящий КЛАСС выдает свою идеемыслительную "перспективу" за единственно истинную и пытается обосновать ее, как таковую, теоретически, то налицо,по Маннгейму, "духовное образование", которое называется "идеологией". Любая "идеология", по Маннгейму,- это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении СТАТУС-кво. "Идеологиям" всегда противостоят "утопии", как правило недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные "духовные образования", порожденные СОЗНАНИЕМ оппозиционных, угнетенных классов, слоев, групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастные, как и "идеологии".
По существу "утопии" ничем не отличаются от "идеологий", поскольку также стремятся выдать "часть за целое"- свою одностороннюю правоту за абсолютно истинную точку зрения. С приходом к власти ранее угнетенных слоев "утопии" автоматически превращаются в "идеологии". Называя свою социологическую методологию "реляционизмом", Маннгейм пытается доказать, что она не тождественна историческо-социологическому РЕЛЯТИВИЗМУ. По Маннгейму, существует особая социальная ГРУППА, потенциально способная вырваться из порочного круга "связанности бытием",- творческая, "свободно парящая" ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. С интеллигенцией Маннгейм связывал надежды на сохранение демократий в эпоху "массовых обществ", подверженных опасности установления тоталитарного режима фашистского ТИПА. Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада. Хотя у Маннгейма не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социол. исследования Маннгейма признаны классическими.

Словарные статьи, связанные с Маннгейм

Произведения Маннгейм в нашей библиотеке

Книги, в которых есть упоминания о Маннгейм