Социология в Украине

Мамфорд Льюис (Lewis Mumford; 19.10.1895, Нью-Йорк – 26.01.1990, Нью-Йорк)

Мамфорд Льюис (Lewis Mumford; 19.10.1895, Нью-Йорк – 26.01.1990, Нью-Йорк)Мамфорд Льюис (Lewis Mumford; 19.10.1895, Нью-Йорк – 26.01.1990, Нью-Йорк) - американский философ и социолог. Автор значительного числа книг и статей, касающихся широкого спектра проблем социологии, политики, экономики, религии, морали, культуры, истории и теории иск-ва и техники, архитектуры и т. д. Его главные работы делятся на три группы:
1) социологический анализ американской культуры и искуства;
2) СОЦИОЛОГИЯ урбанизации;
3) теоретико-социологический анализ фундаментальных проблем развития культуры и общества.
Важнейшая линия в трудах Мамфорда - критический анализ буржуазного общества, порабощающего человека, лишающего его индивидуальности. Особый упор в критике Мамфорд делает на технократическую сущность капитализма. С момента возникновения последнего, т. е. с началом промышленной революции, развитие техники обернулось технократизацией общества, человека и человеческих отношений. Человек стал своего РОДА "перемещенным лицом" в созданном им самим мире. Все ВРЕМЯ возрастающий разрыв между уровнями технологии и нравственности привел к ситуации господства "Мегамашины" - предельно рационализированной и бюрократизированной надындивидуальной социальности. ГУМАНИЗМ и социальная СПРАВЕДЛИВОСТЬ пали, по Мамфорду, жертвами технического ПРОГРЕССА и "интеллектуального ИМПЕРИАЛИЗМА".
Безличностная ОРГАНИЗАЦИЯ уже не просто подавляет, а подменяет собой человека. Прогресс стал особого РОДА божеством, НАУКА и техника - своеобразной религией, а ученые - СОСЛОВИЕМ новых жрецов. Выход из сложившейся ситуации М. видит в эстетизации технократического общества, и прежде всего - в эстетизации техники, в возвращении ей истинно человеческого смысла и содержания. Мамфорд призывает не ускорять НТП, который в этом случае станет неуправляемым, а попытаться соединить его с ценностями нравственного порядка, вернуться к ситуации отношений человека и техники, характерной, напр., для средневековья, "золотого века" человечества по мнению Мамфорда техника и ТЕХНОЛОГИЯ должны служить человеку и выражать собственно человеческие ЦЕННОСТИ. Один из путей такого служения - "интегративный дизайн", разработанный Мамфордом способ соединения искусства и массового технологического производства, объединения техники и человека. Такой идеал Мамфорд видел, например, в "органичной архитектуре" Ф.Л. Райта. Эстетическая УТОПИЯ подобного рода при экстраполяции на ОБЩЕСТВО в целом вела к особого рода неогуманистическим социологическим проектам "возрождения жизни". Технократическая в целом концепция Мамфорда оказалась неогуманистической этико-эстетической утопией, призывающей к соединению несовместимого. Сила социальной критики в его трудах не подкрепляется соотв. уровнем конструктивных программ. Это ПРОТИВОРЕЧИЕ отразилось и на политических взглядах Мамфорда, часто менявшихся на протяжении его долгой жизни.

Словарные статьи, связанные с Мамфорд

Произведения Мамфорд в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Мамфорд