Социология в Украине

Малиновский Бронислав Каспер (Bronislaw Kasper Malinowski; 07.04.1884, Краков - 16.05.1942, Нью-Хейвен)

Малиновский Бронислав Каспер (Bronislaw Kasper Malinowski; 07.04.1884, Краков - 16.05.1942, Нью-Хейвен)Малиновский Бронислав Каспер (Bronislaw Kasper Malinowski; 07.04.1884, Краков - 16.05.1942, Нью-Хейвен) - этнограф, глава функционалистского крыла английской "социальной антропологии". Основные полевые исследования в Меланезии (о-ва Тробриан, Новая Гвинея и др.). ИНТЕРЕСЫ: вопросы экономики, пола, семейной жизни, родственных отношений, индивидуальной психологии (в 20-е гг. с точки зрения ПСИХОАНАЛИЗА, позже Малиновский его противник), ТЕОРИЯ культуры, первобытного права, религии, этики, магии и "науки", этнографическая теория языка.
Исходный пункт в становлении взглядов Малиновского - оппозиция эволюционистским и диффузионистским теориям культуры, а также "атомистическому" изучению культурных черт вне социального контекста как, например, в американской культурантропологии (Боас и др.). Но перенос акцента с конструирования эволюционных стадий на "полный и ясный анализ культурной реальности", т. е. на систему социальных процессов, в настоящем времени означал, по сути, не разрыв с эволюционизмом, а возрождение мотивов органицизма внутри его же. Ввиду неспособности членов "примитивного" (дописьменного) общества рационально объяснить свои обычаи и ИНСТИТУТЫ, предлагалось рассматривать это ОБЩЕСТВО как сравнимую с организмом естественную адаптивную систему, где за поверхностью явлений надо было увидеть, какую функциональную РОЛЬ играет каждая ее часть относительно необходимых условий существования общества и потребностей его членов.
"Функциональный взгляд на культуру настаивает на принципе, что в каждом ТИПЕ цивилизации любой ОБЫЧАЙ, материальный объект, идея и верование исполняют некую жизненную функцию, должны решить какую-то задачу, представляют собой необходимую часть внутри работающего целого". Основная единица функционального анализа у Малиновского - институт культуры (напр., магии, религии и т. п.), объединяющий более или менее сложную совокупность родственных культурных признаков. Функциональное ОБЪЯСНЕНИЕ строилось на интуитивном выделении основных потребностей и существенных зависимостей в изучаемой культуре. Малиновский пытался связать основные биологические (первичные) потребности человека с разнообразием социокультурных условностей (Артефактов) и вторичных потребностей, порождаемых самой культурой. Это разнообразие, полагал Малиновский, можно упростить и упорядочить, если рассматривать культурные вариации как своего РОДА "мелизмы" на основные темы добывания пищи, крова, обороны и воспроизводства. культура выступает и как некий инструмент удовлетворения основных потребностей человека и как совокупность артефактов, организованных традицией. Различия между культурами проявляются в закрепляемых ими способах удовлетворения потребностей и в характере передаваемых от поколения к поколению вторичных потребностей.
Несмотря на то что Малиновский выводил культуру из человеческих потребностей, на деле он отдавал предпочтение культурной традиции как основному факту, формирующему индивида, его специфические нужды и умения. Наибольшую критику на Малиновского всегда навлекало то, что позже Мертон назвал "постулатом универсальной функциональности": упрощающая исходная предпосылка, будто "все элементы культуры, если эта концепция (функционалистская социальная АНТРОПОЛОГИЯ) верна, должны быть работающими, функционирующими, активными, действенными". Иными словами, что всякое явление или событие, существующее внутри описываемой системы, в каком-то отношении будет благоприятно для нее. Обычно в этом постулате видят две стороны:
(1) методологическое допущение, что для каждого действия и института существует ФУНКЦИЯ или функции;
(2) содержательное утверждение о характере существующих обществ, что они не содержат нефункциональных элементов.
Первое положение признается современными методологами науки хотя и "нефальсифицируемым" (по ПОППЕРУ), но эвристически полезным, ибо оно ориентирует на поиск побочных эффектов и неочевидных связей одних институтов, обычаев, родов деятельности в данном обществе с др., побуждает ставить интересные вопросы. Второе чаще всего отвергают, ибо оно подразумевает нереалистическую и малопригодную для большинства исследовательских целей МОДЕЛЬ работы (функционирования) общества как гармонично интегрированного, идеально связного и стабильного целого с внутренней саморегуляцией, охватывающей весь общественный организм.
Малиновский повлиял на общую теорию социологического ФУНКЦИОНАЛИЗМА (особенно в США) своими идеями об интегральности каждой культуры, о сложных взаимосвязях между ОБЩЕСТВОМ, культурой и индивидом, поисками корней культуры в потребностях и способностях индивида как ее носителя. Но многие историки науки ценят Малиновского как блестящего полевого исследователя, для которого "поле" - исходный пункт и цель в себе. "Функционализм" Малиновского до сих пор привлекает эмпирически настроенные умы своей нацеленностью на объяснения, которые требуют только известных и наблюдаемых фактов, добытых прямым исследованием из первых рук, и обходятся без исторических догадок.

Словарные статьи, связанные с Малиновский

Произведения Малиновский в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Малиновский