Социология в Украине

НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА



НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКАДефиниция "негативная Диалектика" – погрешность относительно традиции. Уже ПЛАТОНУ диалектика виделась как способ конституирования негативного посредством мышления отрицания; позднее эта ФУНКЦИЯ была четко обозначена в фигуре отрицания отрицания. В моей книге хотелось бы освободить диалектику от такого рода аффирмативных сущностей, но и не оставить ей в наследство ничего от определенности. Развернуть смысл парадоксального названия "Негативная диалектика" – одна из многих интенций труда.
Тому нечто, которое в соответствии с господствующей в философии установкой является основой и основанием, автор дает развернутую характеристику только после того, как сформулирован вывод, сделанный им очень давно. Исходный пункт: нечто возвышается над определенным основанием. Такая позиция инициирует в равной мере как критику понятия основы и основания, так и критику идеи содержательного мышления. Движение этого нечто улавливается только в процессе его самосознания. В соответствии с действующими и сегодня правилами игры такое движение нуждается в существовании вторичного и обусловленного по отношению к духу.
Данностью для автора является не только МЕТОДОЛОГИЯ материальной деятельности: согласно теории негативной диалектики существует разрыв между материально-предметной ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ и негативной диалектикой. Хотя этот разрыв, как и обусловленные им отсылки к мышлению, доступны рассмотрения и подвластны анализу. Такой опыт, скорее, узаконен, чем обоснован. По возможности, автор раскрывает свои карты; а это нечто совсем другое, чем просто ИГРА.
В 1937 году В.Беньямин, прочитав фрагменты "Метакритики теории познания" – работы, которую автор только-только завершил (он познакомился с публикацией последней главы), высказался в том смысле, что следует целенаправленно и последовательно преодолевать границы ледняков абстракции; что важно, так это достичь конкретного философствования, придти к нему. Негативная диалектика рисует этот путь только в ретроспекции. В современной философии конкретизация по большей мере превращается в обман. Абстрактный ТЕКСТ, напротив, призван служить разъяснением для авторской мысли. Если в эстетических спорах юности речь шла об антидраме и антигероях, то негативную диалектику, весьма далекую от любых эстетических тем и мотивов, можно было бы назвать антисистемой. Последовательно используя логические приемы, негативная диалектика рассматривает вместо принципа тождества и всевластия возвышающегося над миром понятия идею того нечто, которое избежало заклятия и чар единства. С того самого момента, как автор доверился собственным духовным импульсам и побуждениям, он видел свою задачу в том, чтобы силами самого субъекта разрушить иллюзию конститутивной субъективности. Однако в равной степени он хотел избежать необходимости решать эту проблему. Одним из определяющих мотивов стало стремление выйти за рамки официального различения чистой философии и предметного или формально-научного.
Введение [книги] раскрывает ПОНЯТИЕ философского опыта. Размышления первой части отталкиваются от уровня господствующей в Германии онтологии. Сама ОНТОЛОГИЯ не рассматривается сквозь призму иерархических оценок, но интерпретируется и критикуется имманентно, исходя из сознания потребности в онтологии – потребности в известном смысле проблематичной. Отталкиваясь от полученных результатов, в тексте второй части осуществляется переход к идее негативной диалектики и вопросу об отношении к отдельным КАТЕГОРИЯМ, которые негативная диалектика не только обосновывает, но и качественно видоизменяет. Третья часть представляет собой изложение и характеристику моделей негативной диалектики. Эти модели не являются примерами, они ничего не иллюстрируют, не проясняют всеобщих рассуждений. Вводя в предметное и вещное, модели негативной диалектики оправдывают и узаконивают содержательную интенцию того, что в силу необходимости обычно характеризовалось как рассмотренное в своей всеобщности – характеризовалось в противоположность использованию этого нечто в качестве примера в себе тождественного, этот пример когда-то привел Платон, а с тех пор его постоянно повторяет любая ФИЛОСОФИЯ. Если модели негативной диалектики призваны прояснить, чем же в действительности является негативная диалектика и в соответствии с ее понятием ввести негативную диалектику в сферу реального, то эти модели, ничем не напоминающие примеры и методы иллюстрации, превращаются в ключевые понятия философских дисциплин для того, чтобы постичь их в сущности. Для философии морали эту задачу в состоянии реализовать диалектика свободы; МОДЕЛЬ "мировой дух и естественная ИСТОРИЯ" – для истории; последняя глава практически вслепую нащупывает круг метафизических вопросов в русле коперниковского ПЕРЕВОРОТА в философии, как он совершается средствами критической саморефлексии.
Ульрих Зонненманн работает над книгой, которая будет называться "Негативная АНТРОПОЛОГИЯ". Ни он, ни автор "Негативной диалектики" пока еще ничего не могут сказать о возможных совпадениях позиций. Такое совпадение свидетельствует всего лишь о потребности в самом предмете.
Автор сознает, какое отрицательное ОТНОШЕНИЕ вызовет его негативная диалектика. Будучи далек от любых хитростей и ухищрений РАЗУМА (Rancune), он обращается ко всем сторонникам негативной диалектики (как по ту, так и по эту сторону), ко всем тем, кто скажет, "я всегда это подразумевал", но, начиная с сегодняшнего дня, заставят автора взвалить всю вину на себя.

Оглавление

Предисловие автора
Введение
О возможности философии
Диалектика – это не точка зрения
Реальность и диалектика
ИНТЕРЕСЫ философии
Антагонистическое целое
Понятие расколдовано
"Бесконечность"
Спекулятивный момент
Изложение – изображение
Отношение к системе
ИДЕАЛИЗМ как ярость
Двойственный характер системы
Антиномично системе
Аргумент и опыт
Головокружительное
Хрупкость истинного
Против РЕЛЯТИВИЗМА
Диалектика и устойчивое
Привилегия опыта
Качественный момент рациональности
Качество и индивид
Содержательность и метод
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Вещь, язык, история
Традиция и познание
Реторика
Часть первая. Отношение к онтологии
I. Онтологическая потребность
Вопрос и ответ
Свойство аффирмативности
Безвластие субъекта
Бытие, субъект, объект
Онтологический ОБЪЕКТИВИЗМ
Разочарованная потребность
"Дефицит выгоды"
Ничейная ЗЕМЛЯ
Вещественность, которой не повезло
О категориальном созерцании
Бытие
"Смысл бытия"
Онтологически подчинено
Протест против овеществления
Потребность не истинна
Слабость и опора
II. Бытие и существование
Об имманентной критике онтологии
Copula
Нет – трансценденции бытия
Выразить невыразимое
Детский вопрос
Вопрос о бытии
Volte
Мифология бытия
Онтологизация онтического
Функция понятия экзистенции
"Dasein в отношении к себе рнтологично"
Номиналистический аспект
Экзистенция авторитарна
"Историчность"
Часть вторая. Негативная диалектика: понятие и категории
Неустранимость нечто
ПРИНУЖДЕНИЕ к содержательному
"Метафизика потайного оконца"
Не нужно гипостазировать непротиворечивость
Отношение к левому гегельянству
"Логика распада"
Диалектика тождества
Саморефлексия мышления
Оъективность противоречия
Начало и исток понятия
Синтез
Критика позитивного отрицания
И единичное не есть последнее
Констелляция
Констелляция в науке
Сущность и явление
Опосредование ОБЪЕКТИВНОСТЬЮ
Особенность и особенное
О диалектике субъекта-объекта
Переворачивание субъективной редукции
Об интерпретации трансцендентального
"Трансцендентальная видимость"
Преимущество объекта
Объект не есть данность
Объективность и овеществление
Переход к МАТЕРИАЛИЗМУ
Материализм и непосредственность
Диалектика – это не СОЦИОЛОГИЯ знания
О понятии "Дух"
Чистая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и генезис
Страдание – это физическое
Материализм без икон
Часть третья. Модели
I. Свобода (о метакритике практического РАЗУМА)
"Проблема видимости"
ИНТЕРЕСЫ, как они разделены относительно свободы
Свобода, ДЕТЕРМИНИЗМ, тождество
Свобода и организованное ОБЩЕСТВО
Импульс пред-Я
Experimenta crusis
О том, что добавляется
Фикция позитивной свободы
Несвобода мысли
"Формализм"
ВОЛЯ как вещь
Объективность антиномии
Диалектическое определение воли
Kontemplation
СТРУКТУРА третьей антиномии
Понятие причинности у КАНТА
В защиту порядка
Способ доказательства в антитетике
Моменты онтического и моменты идеального
Учение о свободе репрессивно
Самопознание свободы и несвободы
О кризисе причинности
Причинность как заклятие
Разум, Я, сверх-я
Потенциал свободы
Против персонализма
Деперсонализация и экзистенциальная ОНТОЛОГИЯ
Всеобщее и индивид в моральной философии
О степени свободы
Интеллигибельность по Канту
Интеллигибельное и единство сознания
Истина учения об интеллигибельном
II. Мировой дух и естественная ИСТОРИЯ (экскурс к Гегелю)
Тенденция и факт
О конструкции мирового духа
"Вместе с мировым духом"
О высвобождении производительных сил
Дух группы и ГОСПОДСТВО
Право и СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Завеса индивидуальности
Динамика всеобщего и особенного
Дух как общественная тотальность
Антагонистический разум истории
Всеобщая история
Антагонизм случаен?
Гегелевский мировой дух: над мирским и светским
ГЕГЕЛЬ встает на сторону общего
Рецидив платонизма
Время теряет свою временность
Крушение диалектики у Гегеля
"Дух народа": функции понятия
"Дух народа" – это устарело
Индивидуальность и история
Проклятие
Заколдованная регрессия
Субъект и индивид
Диалектика и ПСИХОЛОГИЯ
"Естественная история"
История и МЕТАФИЗИКА
III. Размышления о метафизике
После Освенцима
Метафизика и культура
Умереть сегодня
Счастье и напрасное ожидание
"Нигилизм"
Отречение Канта
Стремление к спасению и [его] механизм
Mundus intelligibilis
Нейтрализация
"Просто сравнение"
Видимость другого
Саморефлексия диалектики
Примечания
Именной указатель

Характеристики "НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА"

Формат: txt. Размер: 233 Kb. Страниц: 348. Издательство: Научный мир. Год издания: 2003. Книга

Скачать книгу

Скачивая файл, Вы соглашаетесь со следующими правилами:
Вся информация, размещённая на сайте, собрана из общедоступных публичных ресурсов сети интернет и предназначена исключительно для ознакомительных целей. Вся информация, которую содержит сайт, не может быть использована ни в каких иных целях, кроме ознакомления.
Данный проект является некоммерческим и авторы не несут никакой материальной ответственности.
После ознакомления файл должен быть удален с Вашего компьютера - иначе все последствия - полностью под Вашу ответственность и на Ваше усмотрение.
Если Вы являетсь автором или владельцем авторских прав произведений, информация о которых размещена на сайте - Вы можете дополнить, изменить или удалить информацию о вашем произведении, связавшись с администрацией сайта - ramir&ua.fm.
Администрация сайта напоминает - мы не изготавливаем электронные версии произведений, не храним и не рапространяем файлы - мы лишь РАЗМЕЩАЕМ ИНФОРМАЦИЮ о доступных в сети ресурсах для ознакомления.
Обратите внимание, чтобы началась закачка откроется новая вкладка, а затем вернется обратно. Если Вы не можете скачать файл - проверьте свои настройки. Увы, но такова реализация скачивания у нас на ресурсе, дабы избежать ненужных хлопот.

Книги по теме