Социология в Украине

Теории научения



Теории наученияВ данной книге, выдержавшей шесть изданий, излагаются основные теории научения, одного из самых давних и разработанных направлений в психологии. В книге подробно рассказывается о том, какую роль играют ранние и современные теории научения в психологическом знании и современной педагогике, рассматриваются теории таких всемирно известных ученых, как И.П.Павлов, Э.Толмен, А.Бандура, Ж.Пиаже и Б.Ф. Скиннер. Издание снабжено подробным терминологическим словарем.
Книга адресована преподавателям вузов и студентам психологических и психолого-педагогических факультетов, а также всем специалистам, занятым в сфере образования.

Оглавление

Предисловие
Часть I. Введение в научение
Глава 1. Что такое научение?
Должно ли научение приводить к изменению поведения?
Существуют ли разные виды научения?
Научение и выживание
Зачем необходимо изучать научение?
Вопросы для обсуждения
Глава 2. Подходы к изучению теории научения
Систематическое исследование научения
Эксперимент с научением
Использование моделей
Научение в лабораторных условиях в сравнении с естественным наблюдением
Взгляд Куна на развитие науки
Взгляд Поппера на науку
Вопросы для обсуждения
Глава 3. Ранние представления о научении
Эпистемология и теория научения
Платон
Аристотель
Истоки современной психологии
Другие исторические влияния на теорию научения
Ранние школы в психологии
Резюме и обзор
Вопросы для обсуждения
Часть II. Преимущественно функционалистские теории
Глава 4. Эдвард Ли Торндайк
Исследования животных до Торндайка
Основные теоретические понятия
Взгляды Торндайка до 1930 г.
Вторичные концепции до 1930 г.
Взгляды Торндайка после 1930 г.
Оценка теории Торндайка
Вопросы для обсуждения
Глава 5. Бэррас Фредерик Скиннер
Основные теоретические положения
Относительность подкрепления
Аномальное поведение организмов
Оценка теории Скиннера
Вопросы для обсуждения
Глава 6. Кларк Леонард Халл
Подход Халла к построению теории
Основные теоретические положения
Основные различия между теориями Халла 1943 и 1952 гг.
Оценка теории Халла
Хобарт Маурер
Кеннет Спенс
Абрам Амсель
Нил Миллер, висцеральное обусловливание и биологическая обратная связь
Вопросы для обсуждения
Часть III. Преимущественно ассоцианистские теории
Глава 7. Иван Петрович Павлов
Эмпирические наблюдения
Теоретические объяснения обусловливания
Сравнение классического и инструментального обусловливания
Современные исследования классического обусловливания
Выученная беспомощность
Другие теории классического обусловливания
Условная вкусовая аверсия: эффект Гарсиа
Эксперимент Джона Б. Уотсона с маленьким Альбертом
Дальнейшее применение классического обусловливания в клинической психологии
Применение классического обусловливания в медицине
Оценка теории Павлова
Вопросы для обсуждения
Глава 8. Эдвин Рей Газри
Основные теоретические положения
Как избавиться от привычки
Формализация Воке теории Газри
Оценка теории Газри
Вопросы для обсуждения
Глава 9. Уильям Кей Эстес
Теория выборки cтимулов Эстеса
Модель научения Маркова в трактовке Эстеса
Эстес и когнитивная психология
Научение научению
Современное положение математических моделей научения
Оценка теории Эстеса
Вопросы для обсуждения
Часть IV. Преимущественно когнитивные теории
Глава 10. Гештальт-теория
Оппозиция волюнтаризму, структурализму и бихевиоризму
Основные теоретические концепции
Мозг и сознательный опыт
Субъективная и объективная реальность
Принципы научения гештальта
Продуктивное мышление
След памяти
Оценка гештальт-теории
Вопросы для обсуждения
Глава 11. Жан Пиаже
Основные теоретические положения
Стадии развития
Оптимальные условия для научения
К какому лагерю примыкает теория Пиаже?
Краткое изложение теории Пиаже
Оценка теории Пиаже
Вопросы для обсуждения
Глава 12. Эдвард Чейз Толмен
Молярное поведение
Целенаправленный бихевиоризм
Основные теоретические положения
Формальные аспекты теории Толмена
Формализация Мак-Коркудейлом и Милом теории Толмена
Шесть видов научения
Оценка теории Толмена
Вопросы для обсуждения
Глава 13. Альберт Бандура
Ранние объяснения научения через наблюдение
Взгляд Бандуры на научение посредством наблюдения
Животные могут научаться через наблюдение
Переменные, влияющие на научение посредством наблюдения
Реципрокный детерминизм
Саморегуляция поведения
Ошибочные когнитивные процессы
Практическое применение научения через наблюдение
Влияние новостей и развлекательных средств массовой информации
Социальная когнитивная теория
Краткое содержание главы
Оценка теории Бандуры
Вопросы для обсуждения
Часть V. Преимущественно нейрофизиологическая теория
Глава 14. Дональд Олдинг Хебб
Ограниченная и обогащенная среда
Констелляции клеток и фазовые последовательности
Фазовые последовательности
Теория активации
Эффект разрыва сформировавшихся фазовых последовательностей
Долговременная и кратковременная память
Центры подкрепления в мозге
Реальные клетки и констелляции клеток
Новый коннекционизм
Краткое содержание главы
Оценка теории Хебба
Вопросы для обсуждения
Часть VI. Эволюционная теория
Глава 15. Роберт Болле и эволюционная психология
Теория Дарвина и эволюционная психология
Теория научения Боллса
Биологические границы научения
Эволюционная психология и человеческое поведение
Оценка эволюционной психологии
Вопросы для обсуждения
Часть VII. Некоторые заключительные мысли
Глава 16. Применение в образовательной сфере
Задачи образования с точки зрения бихевиоризма
Применение отдельных теорий научения в учебном процессе
Основные различия между когнитивными и бихевиористскими теориями
Наследие Скиннера: ПСО, КО и онлайновое обучение
Чтение лекций как техника преподавания
Вопросы для обсуждения
Глава 17. Заключение
Современные направления теории научения
Некоторые оставшиеся без ответа вопросы относительно научения
Не существует окончательных ответов о природе научения
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Алфавитный указатель

Характеристики "Теории научения"

Формат: djvu. Размер: 8 Mb. Страниц: 480. Издательство: Питер. Год издания: 2004. Оригинальное название: An Introduction to Theories of Learning. Книга

Скачать книгу

Скачивая файл, Вы соглашаетесь со следующими правилами:
Вся информация, размещённая на сайте, собрана из общедоступных публичных ресурсов сети интернет и предназначена исключительно для ознакомительных целей. Вся информация, которую содержит сайт, не может быть использована ни в каких иных целях, кроме ознакомления.
Данный проект является некоммерческим и авторы не несут никакой материальной ответственности.
После ознакомления файл должен быть удален с Вашего компьютера - иначе все последствия - полностью под Вашу ответственность и на Ваше усмотрение.
Если Вы являетсь автором или владельцем авторских прав произведений, информация о которых размещена на сайте - Вы можете дополнить, изменить или удалить информацию о вашем произведении, связавшись с администрацией сайта - ramir&ua.fm.
Администрация сайта напоминает - мы не изготавливаем электронные версии произведений, не храним и не рапространяем файлы - мы лишь РАЗМЕЩАЕМ ИНФОРМАЦИЮ о доступных в сети ресурсах для ознакомления.
Обратите внимание, чтобы началась закачка откроется новая вкладка, а затем вернется обратно. Если Вы не можете скачать файл - проверьте свои настройки. Увы, но такова реализация скачивания у нас на ресурсе, дабы избежать ненужных хлопот.

Книги по теме