Социология в Украине

Концепции современного естествознания и техники



Концепции современного естествознания и техникиКонцепции современного естествознания невозможно понять не только без тщательного анализа истории науки, но и без изучения их связи с развивающейся техникой. Не случайно сегодня речь идет о едином научно-техническом развитии. Для осознания тенденций и проблем этого развития требуется разрушить догматичность и технократичность мышления ученого и инженера и сформировать комплексный системный подход к научному исследованию и инженерному проектированию. Это и является целью постоянной философско-методической рефлексии исследовательской и проектировочной деятельности. Именно под таким углом зрения в данной книге критически рассматриваются история науки и техники, их современные концепции, проблемы и тенденции развития, а также различные способы их осознания в философии науки и техники.
Для студентов и аспирантов технических и гуманитарных вузов, а также для философов, специализирующихся в области философии науки и техники.

Оглавление

Раздел 1. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Глава 1. Что такое наука? Наука как предмет исследования и управления
1. Представление о науке как дисциплинарной науке
2. Современные концепции исторического развития взаимодействия естествознания и техники
3. Методология исследования и проектирования…
Глава 2. Основные концепции современного естествознания в философии науки
1. Статистическая модель структуры науки
2. Модель функционирования науки
3. Модель генезиса (формирования) науки
4. Модели развития науки
5. Попытка объединения статистической и динамической моделей науки в структуралистской концепции науки
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. Осознание места научных и технических знаний в древних культурах и представление о науке и технике в античной традиции
1. Историко-культурные предпосылки донаучного осмысления технических познаний человечества в древних культурах
2. Различные «философии» техники в различных культурных традициях и их следствия для технического развития
(1) Стремление к гармонии общества и природы
(2) Агрессивный подход к овладению природой с помощью организованной человеческой техники
3. Техника без науки и наука без техники. Формирование предпосылок современной научной картины мира у первых древнегреческих натурфилософов
Технэ и наука разведены в древнегреческом обществе
4. Первые исследовательские программы античной философии и науки
Пифагорейское учение и платоновская программаразвития математики; её воплощение в евклидовой геометрии как образце реализации аксиоматического метода построения науки; современное представление об евклидовой геометрии как естественнонаучной теории
Философия природы Аристотеля и физическая картина мира; реализация аристотелевской геоцентрической картины мира в «Альмагесте» Птолемея; древнегреческая астрономия как раздел математики
Феномен Архимеда как исключение из общего правила разделения науки и техники в древнегреческой научной и технической традиции и создание прецедента «научной техники», ставшего основой будущей программы научного развития техники
Глава 2. Предпосылки нового научно-технического мышления в средние века и выработка новой философии науки и техники в эпоху Ренессанса и Новое время
1. Развитие предпосылок научного экспериментирования и новой «проектной» философии техники в рамках канонической средневековой культуры
2. Институализация науки и техники; средневековые университеты, академии наук как сообщества экспериментаторов; высшие тахнические школы
3. Выработка новой философии науки и техники в эпоху Ренесанса и Нового времени
4. Литературна ли научная проза и когда возникла научная и техническая литература?
Глава 3. Историко-научный факт и его интерпретация: «новая наука» Галилео Галилея и ее отношение к технике с точки зрения современных методологических концепций естествознания
1. Неопозитивистская интерпретация методологии Галилея Рейхенбахом
2. Интерпретация учения Галилея в попперовской методологии науки
3. Интерпретация учения Галилея в свете методологии научно-исследовательских программ И.Локатоса
4. Интерпретация методологии Галилея Фейерабендом
5. Соотношение науки и техники в методологии по А.Койре
6. Коперниканская революция и роль Галилея в модели научных революций Т. Куна
7. Эволюционное представление С.Тумина о развитии науки и техник в эпоху Галилея
8. Выводы: место в научно-технической революции новой методологии Галилея и её вклад в развитие новой «философии техники», новой методологии исследования и проектирования
Раздел 3. КЛАССИЧЕСКОЕ И НЕКЛАССИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ТЕХНИКА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ТЕХНИКЕ
Глава 1. Классическое естествознание и техника
1. Строение и генезис естественнонаучной теории. Техника как объект исследования естествознания
Экспериментальное естествознание и инженерная деятельность
Структура естественнонаучной теории
Генезис естественнонаучной теории
Установление соответствия функциональной и поточной теоретических схем (геометрическое пространство физических понятий: калькуляторы и теории «физических качеств» Николая Орезма)
Установление соответствия поточной и структурной теоретических схем (учение о магните Вильяма Гильберта)
Установление соответствия функциональной, поточной и структурной схем (на примере учения Галилео Галилея)
Разработка частных теоретических моделей (на примере теории изохронного качания маятника Христиана Гюйгенса)
Разработка обобщенной онтологической схемы и математизированной теории (теоретическая механика Исаака Ньютона)
2. Естественные и технические науки. Становление технической теории
Технические науки и инженерная деятельность
Особенности строения технической теории и характер её взаимодействия с инженерной практикой
Этапы формирования технической теории
Становление нового исследовательского направления в рамках базовой научно-технической дисциплины – радиотехники
Радиолокация как область исследования в рамках базовой н.-т. дисциплины – радиотехники
Радиолокация как самостоятельная н.-т. дисциплина, принадлежащая к семейству н.-т. дисциплин, ориентирующихся на электродинамическую картину мира
Радиолокационная системотехника как н.-т. дисциплина, ориентирующаяся на системно-кибернетическую онтологию (переход в другое семейство н.-т. дисциплин)
3. Техника как объект исследования естественных и технических наук
Глава 2. Крушение образа классической науки и развитие неклассического естествознания
1. Формирование нового идеала неклассической науки
Кризис классической – механистической – научной картины мира, критика Э. Махом физики Ньютона
Становление неклассического этапа развития науки
Особенности неклассического естествознания
Особенности неклассических научно-технических дисциплин, отличающие их от Классических технических наук
Современные комплексные (неклассические) научно-технические дисциплины: их природа и сущность
2. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике
Системные представления
От теории цепей к теории систем
Формирование системотехники как теории сложных систем
1) Проблема системного представления исследовательской и проектной деятельности
(1) Этапы разработки системы
(2) Определение последовательности ее фаз
(3) Системотехническая деятельность представляет собой комплексный вид деятельности
Компьютерное моделирование как средство математизации и интеграции современных научно-технических знаний
От организма к глобальному эволюционизму
3. Новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития
Список рекомендуемой литературы
Послесловие

Характеристики "Концепции современного естествознания и техники"

Формат: doc. Размер: 538 Kb. Страниц: 608. Издательство: Инфра-М. Год издания: 2000. Книга

Скачать книгу

Скачивая файл, Вы соглашаетесь со следующими правилами:
Вся информация, размещённая на сайте, собрана из общедоступных публичных ресурсов сети интернет и предназначена исключительно для ознакомительных целей. Вся информация, которую содержит сайт, не может быть использована ни в каких иных целях, кроме ознакомления.
Данный проект является некоммерческим и авторы не несут никакой материальной ответственности.
После ознакомления файл должен быть удален с Вашего компьютера - иначе все последствия - полностью под Вашу ответственность и на Ваше усмотрение.
Если Вы являетсь автором или владельцем авторских прав произведений, информация о которых размещена на сайте - Вы можете дополнить, изменить или удалить информацию о вашем произведении, связавшись с администрацией сайта - ramir&ua.fm.
Администрация сайта напоминает - мы не изготавливаем электронные версии произведений, не храним и не рапространяем файлы - мы лишь РАЗМЕЩАЕМ ИНФОРМАЦИЮ о доступных в сети ресурсах для ознакомления.
Обратите внимание, чтобы началась закачка откроется новая вкладка, а затем вернется обратно. Если Вы не можете скачать файл - проверьте свои настройки. Увы, но такова реализация скачивания у нас на ресурсе, дабы избежать ненужных хлопот.

Книги по теме