Социология в Украине

Боулинг в одиночку или игра с друзьями. Социальность 2.0.

Причина, по которой социальные консерваторы объявили «крестовый поход» в защиту семьи, кроется в их понимании семьи как моральной и экономической основы общества, которая зиждется на патриархальных ценностях и структурах. Однако, данная модель семьи существовала в течение короткого периода времени и не является традиционной семьей. На самом деле, структура семьи постоянно меняется в зависимости от крупных структурных факторов, таких как экономика, технологии и культурные факторы. Но эта модель принята как единственная верная и правильная для общества, а любые изменения модели воспринимаются как дисфункция или отклонение от нормы, особенно, если такие изменения противоречат патриархальным идеям и структурам.
И все же эти структуры изменяются и адаптируются под новые условия, и это совершенно не означает закат западной цивилизации.
Случай 1.
Узаконивание развода это социальный прогресс, как сказал социолог Франко де Синли. Для него (и это подтвердили исследования) развод не является дисфункцией и разрушительным фактором, это всего лишь право сказать нет и разорвать отношения, которые не устраивают партнеров (не забываем о том, что страны с низким показателем разводов, как правило, страны, где у женщин нет права на развод или, если она сделает это, она будет подвергнута социальному клеймению или остракизму, благодаря религиозным консерваторам). Поэтому не удивительно, что финансово независимая женщина имеет больше шансов воспользоваться этой возможностью. Прогресс! Развод сегодня в значительной степени – решение, принимаемое по обоюдному согласию партнеров. Есть, конечно, тяжелые экономические и финансовые последствия, но гораздо большей проблемой является неравенство мужчины и женщины, усугубляемое браком. Чем больше пара имеет детей, тем больше уходит в карьеру муж и тем больше карьера жены замедляется и останавливается. Большинство расходов ложатся на плечи женщины (на которую возложена обязанность обеспечения условий существования и комфорта семьи). Этот момент не заметен, пока пара в браке, и становится весьма заметен после развода.
Де Синли не верит, что брак имеет только потребительскую составляющую (вступление в брак ради каких-то выгод, как от покупки любого товара, и развод, как избавление от надоевшего или ненужного товара).Исследования показывают, что женщины готовы пойти на многое, чтобы сохранить отношения и семью. Люди действительно нуждаются в стабильности и поддержке, но глупо думать, что они могут получить их только через отношения и брак. Мы склонны забывать, что брак по любви, продукт нового времени, и, как показал Стефан Кунц, является скорее фактором дестабилизации отношений и брака, чем основой крепкой семьи.
Случай 2.
Безбрачие на подъеме и это не конец света для холостяков. Знакомства на подъеме (рост на 50%, включая вдов и вдовцов) и эта тенденция указывает на значительные поведенческие изменения. Молодежь не стремится создавать пар и предпочитает холостяцкую жизнь. Средний возраст – это время повышения уровня жизни, особенно у мужчин (включая разведенных, не имеющих права опеки над детьми).
И как всегда фактор социального класса. Белые воротнички предпочитают начинать карьеру холостыми, рабочие идут тем же путем. Есть, конечно, фермеры во Франции, которые не склонны жить в одиночестве. Они либо женятся, либо живут с родителями на семейной ферме. Чем выше по социальной лестнице, тем больше людей ищут пару. В этом тоже ничего удивительного – в малом бизнесе супруги зачастую работают вместе, а среди высших классов союз людей с высокими доходами обеспечивает большую экономическую безопасность.
Одним из последствий данной тенденции становится нехватка доступного жилья.
И, наконец, немного цифр, который привел Эрик Киненберг в своей статье в Нью-Йорк Таймс.
В наше время все больше людей живет одиночками (собственный термин автора, означающий холостяка без постоянного партнера), чем в любую другую историческую эпоху. В процветающих американских городах – Атланта, Денвер, Сиэтл, Сан-Франциско и Миннеаполисе – 40 и более процентов домохозяйств ведутся одним человеком. В Манхэттене и Вашингтоне каждое второе хозяйство – холостяцкое.
По международным стандартам эти цифры удивительны – удивительно низкие. В Париже, городе влюбленных, более половины домохозяйств ведут одиночки, а в социалистическом Стокгольме эта тенденция еще больше возрастает – более 60 процентов домохозяйств.
Решение жить одиночкой довольно распространено во многих культурах, когда это экономически целесообразно. Хоть американцы и гордятся своей самостоятельностью и культурой индивидуализма, Германия, Франция и Великобритания имеют большую долю холостяцких домохозяйств, чем в США, также как и Япония. Три страны, в которых быстрее всего растет популяция одиночек – Китай, Индия и Бразилия – также находятся среди лидеров экономического роста.
Раньше мысль об одиночестве вызывала страх и тревогу. Но эти стереотипы меняются. И теперь самые богатые люди используют свои ресурсы, чтобы максимально отделиться друг от друга, купить себе частную жизнь и максимум личного пространства.
Жизнь одиночкой вполне соотносится с ценностями современности. Это способствует свободе, личному контролю и самореализации – наибольшим ценностям современности.
Еще один фактор, разрушающий страх перед одиночеством, то, что одиночество больше не является причиной социальной изоляции и недостатка общения. После опроса более 300 респондентов в течение почти десяти лет исследований, я пришел к выводу, что одиночество в наше время наоборот способствует росту социальной активности и взаимодействию с другими людьми.
Как не удивительно, наш вид, так долго определявшийся через группу и нуклеарную семью, смог успешно войти в эксперимент с одиночеством, благодаря тому, что глобальные общества стали настолько взаимозависимы. Динамичные рынки, процветающие города и система открытых связей делают автономность в современном мире более привлекательной. Они дают нам возможность жить одиночкой, но взаимодействовать с другими, когда и как мы хотим и на наших собственных условиях.
В самом деле – одиночкам легче быть более социальными, поскольку они располагают большим свободным временем, у них отсутствуют семейные обязанности и необходимость принимать участие в общественной жизни.
По сравнению с семейными людьми, одиночки больше времени проводят с друзьями и соседями, ходят в рестораны и посещают художественные классы и лекции. Есть масса исследований, показывающих, что холостяки получают от жизни больше – и не только молодые. Эрин Корнуэлл проанализировала результаты Генерального социального исследования (которое основывается на национальной репрезентативной выборке населения США) с 2000 по 2008 год и обнаружила, что одиночки в возрасте 35 лет и старше, чаще, чем семейные или имеющие партнера люди, проводили время с друзьями и соседями. В 2008 году ее муж Бенджамин стал ведущим автором исследования социальных связей пожилых людей и статьи в социологическом обзоре. Он также показал, что пожилые одиночки имели одинаковое количество друзей и тем для обсуждений с семейными, но чаще общались с друзьями и соседями.
Иными словами одиночка не означает один или одинокий.
Как показала практика, данная тенденция трансформирует и саму культуру современного общества, пытаясь изменить социальные нормы и социальную структуру общества.
Активисты за права одиночек говорят, что одиночки подвергаются дискриминации со стороны общества – они больше платят за медицинское страхование и автомобиль, чем семейные люди. Они не получают налоговых льгот, как последние. Так что в современных условиях возникает необходимость продвижения норм и ценностей холостого образа жизни, слома устаревших стереотипов и дискриминации со стороны государства.
В условиях общества риска и глобальной мобильности, определенные структуры (брак, домовладение) менее приспособлены к экономическим реалиям, чем безбрачие и аренда жилья, которые более адаптированы.

Источник здесь http://globalsociology.com/2012/02/16/bowling-alone-v-playing-words-with-friends-sociability-2-0/