Социология в Украине

Все книги автора в библиотеке - Фирсов

Найдено - 2

Социология

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАУЧНОЙ ЭЛИТЫ (Б.М.Фирсов.)

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАУЧНОЙ ЭЛИТЫВ дискуссии о развитии науки и высшего образования в России необходимо учитывать, что речь идет не просто об одновременных изменениях в той и другой областях, а об их изначальной генетической взаимообусловленности, коалесцентности (coalescence – сращение, соединение), которая в свою очередь определяется возможностями воспроизводства научной элиты.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ научной элиты как социально-профессиональной общности основывается на системе социальных, культурологических и социально-психологических критериев. Особое значение в воспроизводстве элиты имеет то обстоятельство, что ее отдельные члены добиваются наивысших результатов в своей профессиональной деятельности. Поэтому научная ЭЛИТА по определению немногочисленна. Ее “особость” подтверждается возлагаемой на научную элиту ответственностью за определенные виды деятельности (например, ЛИДЕРСТВО в науке), особым СТАТУСОМ и высоким социальным ПРЕСТИЖЕМ. Сознавая свою особую миссию, элита претендует на ВЛАСТЬ, влияние, право формировать научную (и образовательную) политику, и есть все основания уподобить ее катализатору социальной системы. Если уровень воспроизводства элиты опускается ниже определенного "критического значения", развитие общества блокируется.

КУЛЬТУРА И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС (Б. М. Фирсов.)

КУЛЬТУРА И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕССКультура в СССР изначально регулировалась "сверху", вне зависимости от того, какой официальной терминологией партия и ГОСУДАРСТВО при этом пользовались (культурная РЕВОЛЮЦИЯ, культурный фронт, культурное строительство, выравнивание культурных различий и т. д.). Превращение культуры в средство классовой борьбы и "служанку политики" (В.И. ЛЕНИН), сделало ее крайне консервативной. Противопоставление гуманистического МАРКСИЗМА сталинским "искривлениям", к которому партия прибегла в последний период своего владычества, не изменили ситуацию. Как следствие, советскую культуру чаще всего идентифицируют с "особыми культурами", под влиянием которых возникли такие устойчивые культурно-символические и культурно-антропологические схемы как "советский простой человек" и человек постсоветский.