Социология в Украине

Все книги автора в библиотеке - Арефьев

Найдено - 2

Социология интернета

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В ГЛОБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (П.Г. Арефьев.)

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В ГЛОБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИНа протяжении последних тридцати лет представители различных дисциплинарных направлений науки осваивают продукты информационных и телекоммуникационных технологий — компьютерные сети, электронную почту, базы и банки данных. Мировая сеть Интернет, услугами которой пользуется каждый 13 житель Земли, образует информационный универсум, пространство, которое оказывает значительное влияние на социальную организацию и формы общественной деятельности. Под воздействием технологических новаций меняется характер социального взаимодействия, складываются новые формы свободного ОБМЕНА диверсифицированной информацией — web-сайты, "чаты"1, онлайновые телефорумы, теле- и видеоконференции, создаются сетевые экстерриториальные КОЛЛЕКТИВЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ внутри которых определяется как "телеработа"2 и распространяется за географические и административные границы. Фактор Интернета сказывается на социальной организации науки, формах воспроизводства научного знания: в глобальной Сети стираются различия между отдельными отраслями знания, создаются междисциплинарные "анклавы", изменется тематический репертуар научной деятельности, возникают новые направления и целые исследовательские области. Жесткую иерархию устоявшихся ИНСТИТУТОВ вытесняет неформальная КОММУНИКАЦИЯ виртуальных "невидимых колледжей", члены которых используют свою технологическую мобильность, профессиональные НАВЫКИ и технические средства в качестве инструмента для перераспределения трансэпистемических ресурсов, в первую очередь капиталовложений в научно-исследовательскую деятельность и регулирования финансовых потоков. Виртуальность подобных компьютерных коллективов, образующихся в результате сетевых интеракций, характеризуется прежде всего скоростью информационного обмена: сообщение, посланное по электронной почте или на интерактивную страницу web-сайта, практически мгновенно достигает своего адресата. В природе телекоммуникационного сообщества заложен СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, ПРОТИВОРЕЧИЕ, отчетливо проявляющееся в процессе его формирования и эволюции: с одной стороны, делаются попытки стабилизации этого социального образования через вторжение в сферу власти и борьбу за распределение ресурсов, что в итоге должно привести как раз к институционализации такой структуры. С другой стороны, сама форма этого "социума", определяемая мгновенностью компьютерных коммуникаций и обменом разноплановой диверсифицированной информацией, заимствованной из множественных источников, со множеством адресатов, не способствует укреплению социальных уз внутри коллектива и является фактором хрупкости и недолговечности сообщества. Для российской социальной науки вхождение в глобальное академическое пространство имеет особое значение. Представители книжных по своей сути дисциплин, "социальные ученые" всегда находились в прямой зависимости от информационных ресурсов — первоисточников, библиографических указателей, каталогов, реферативно-аналитических изданий, объем и степень доступности которых в российских библиотеках и информационных центрах, особенно в регионах, были недостаточными и редко соответствовали запросам потребителей. Интернет с его декларационно безграничным объемом самых разнообразных по форме и содержанию открытых сетевых ресурсов, казалось, должен был удовлетворить информационный ГОЛОД российского академического сообщества, расширить круг чтения за счет привлечения актуальных и ретроспективных зарубежных источников, способствовать росту научной коммуникации, адаптации к новым условиям и форматам научной деятельности, и в конечном итоге повышению качества производимых продуктов, в первую очередь публикаций. Предположение это неочевидно несмотря на интенсивный рост как технологических ресурсов — телекоммуникационных узлов и WWW-серверов Рунета, так и наполнения информационных носителей — WWW-сайтов и страниц. Вхождение отечественной науки в универсальное информационное пространство глобальных коммуникаций происходит неравномерно и оценивается неоднозначно. Какая ситуация складывается в информационном обеспечении научной и образовательной деятельности? Какие ресурсы предоставляет Интернет и Рунет ученым, преподавателям и студентам? Кто и как использует эти ресурсы?

Навигатор по телекоммуникационным ресурсам в социологии (П.Г. Арефьев.)

Навигатор по телекоммуникационным ресурсам в социологииНа пороге третьего тысячелетия вопрос о том, влияют ли глобальные компьютерные сети на развитие научного знания и науку как СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, звучит риторически. С 1960-х годов, когда в США, а потом и в других индустриально развитых странах начали разрабатываться первые телекоммуникационные проекты, компьютерные сети и информационные технологии прочно вошли в арсенал науки и образования. Однако наиболее активно информационные сетевые ресурсы осваиваются на протяжении последнего десятилетия, с момента распространения сети Интернет, наиболее развитой среди прочих мировых компьютерных сетей по набору сервисных услуг, количеству обслуживаемых пользователей и предоставляемых ресурсов, за что ее и называют "Сетью сетей".