Социология в Украине

Все книги автора в библиотеке - Микешина

Найдено - 4

Философия

Философия науки (Микешина Людмила Александровна)

Философия наукиУчебное пособие ориентировано на изучение курса по философии и методологии науки и соответствует программе кандидатских экзаменов “История и философия науки”, утвержденной Министерством образовании и науки РФ.
Главные разделы пособия посвящены структуре и моделям развития науки в динамике культуры, научной революции, неклассическим формам науки; дана классификация методов по эмпирическому и теоретическому уровням науки в соотнесении с формами знания – фактами, гипотезой, теорией; рассмотрены основания и предпосылки познания – принципы, стиль мышлений, картина мира, парадигма, исследовательские программы. Как новые методологии рассмотрены компьютеризация, системность и синергетика. Каждый параграф снабжен списком литературы и вопросами для самопроверки. Предложены таблицы научных методов, форм знания и стилей мышления, даны словарь и именной указатель, приводится список базовой литературы по философии и методологии науки на английском языке.
Пособие предназначено студентам, аспирантам, а также всем желающим познакомиться с этим важным и актуальным разделом философско-методологического знания. В дополнение к пособию издается хрестоматия “Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура”.

Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания (Л. А. Микешина.)

Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знанияМонография посвящена общегносеологическим Проблемам философии познания и особенно эпистемологии гуманитарного Знания. С расширением "поля" рациональности, с признанием значимости социокультурного, антропологического и эволюционного подходов в познании многие проблемы, считавшиеся маргинальными, выходят на передний план и нуждаются в современной оценке и осмыслении. Рассмотрены проблема Синтеза познавательных практик, многообразие "Я" в работах ДЕКАРТА и принцип доверия субъекту познания, конструктивная РОЛЬ категорий жизни, веры и достоверности в познании, соотношение РЕЛЯТИВИЗМА, ПСИХОЛОГИЗМА и ИСТОРИЗМА (Э.Гуссерль, К.Манхейм). Исследованы герменевтические подходы В.Дильтея, М.Хайдеггера, Г.Гадамера, интерпретация как фундаментальная операция познавательной деятельности, герменевтические смыслы образования в качестве способа формирования субъекта. В особом ракурсе, как "опыт мира", исследуются ЯЗЫК, а также фундаментальная Проблема - Познание времени и ВРЕМЯ в познании. Показано значение идей Г.Шпета, М.Бахтина для эпистемологии гуманитарного познания. Во втором издании добавлена глава о гуманитарном и религиозном знании (П.Тиллих, П.А.Флоренский) как сферах экзистенциального выражения человека.
Книга предназначена для читателей, интересующихся проблемами общей философии познания, философии науки, в особенности философией гуманитарных и социальных наук.

Философия познания: полемические главы (Микешина Людмила Александровна)

Философия познания: полемические главыМонография посвящена проблемам философии познания, которые традиционно считались не главными, дискуссионными или подвергались гонению как иррациональные и `ненаучные`. С расширением `поля` рациональности, признанием значимости социокультурного, антропологического и эволюционного подходов в познании эти `маргинальные` проблемы выходят на передний план и нуждаются в современной оценке и осмыслении. Рассмотрены проблема синтеза познавательных практик, принцип доверия субъекту познания, конструктивная роль категорий жизни, веры и достоверности в познании, соотношение релятивизма, психологизма и историзма. Исследована интерпретация как фундаментальная операция познавательной деятельности, введено понятие субъекта интерпретирующего, рассмотрены герменевтические смыслы образования в качестве способа формирования такого субъекта. В особом ракурсе, как `опыт мира` исследуются язык, а также фундаментальная проблема – познание времени и время в познании.

Эпистемология ценностей (Микешина Людмила Александровна)

Эпистемология ценностейМонография посвящена проблеме «познание и ценности», которая становится все более значимой в философии и методологии науки. Всему исследованию предпослано рассмотрение этой проблемы в трудах крупнейших европейских философов – Декарта, Канта, неокантианцев, М.Вебера, М. Шелера, Н.Гартмана и других. Впервые исследованы ценностные составляющие таких фундаментальных операций познания, как репрезентация, категоризация, интерпретация и конвенция. Ценности в форме мировоззренческого и методологического знания рассмотрены как явные и неявные предпосылки и способы социокультурной обусловленности научного познания. Широко привлекается материал из истории науки. Особо исследуется специфика гуманитарного знания и ценностей в таких областях, как язык, текст и дискурс, теоретическая социология, филология, философия образования, систематическая теология (Р.Бультман, П. Тиллих).