Социология в Украине

Все книги автора в библиотеке - Чередниченко

Найдено - 2

Социология

КОНЧИТЬ КУРС И МЕСТО ДОСТАТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ (Е.Д. Вознесенская, Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко.)

КОНЧИТЬ КУРС И МЕСТО ДОСТАТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВСтудент и работа — тема для России не новая. Она занимала видное место в художественной литературе прошлого: полунищий, полуголодный, вечно ищущий место гувернера или репетитора, перебивающийся с воды на хлеб — таким предстает перед нами типичный студент второй половины XIX века. Студент Петербургского УНИВЕРСИТЕТА Раскольников, иногородний, "из дворян", приехавший из маленького ГОРОДКА Р-й губернии, "был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу". Студенческую жизнь Раскольникова обеспечивали денежные ПЕРЕВОДЫ от матери (мать выделяла ему 15 рублей из своего пенсиона в 120 рублей, да и то нерегулярно) и уроки. Таков и его приятель студент Разумихин, который на учение зарабатывает уроками либо переводами с иностранных языков. До тех пор пока были уроки, Раскольников "как-нибудь, да пробивался", избегая обращаться к ростовщикам, хотя ломбарды и ростовщические конторы, где можно было закладывать и перезакладывать какие-то личные вещи, вплоть до собственной одежды, служили студентам подспорьем в тяжелые минуты. Однако к моменту совершения преступления Раскольников уже несколько месяцев как оставил университет, "за неимением чем содержать себя, и уроки и прочие средства его прекратились", несмотря на то, что учился усердно и многих своих однокурсников превосходил знаниями (на ВРЕМЯ оставляет учение и Разумихин по той же причине). На убийство ростовщицы Алены Ивановны Раскольникова во многом сподвигает отсутствие средств к существованию.

ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА 90-Х ГОДОВ (Чередниченко Г.А.)

ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА 90-Х ГОДОВВ конце 80-х – 90-х годах происходила значительная СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ учащихся средней школы. Это было вызвано, в частности, тем, что ранее унифицированная СИСТЕМА школьного обучения расслаивалась на множество разнообразных ТИПОВ и видов. Сегодня при анализе данных процессов преобладает ведомственный, педагогический подход. Социологических исследований в этой области немного. Наиболее интересные результаты получены Центром социологии образования Российской академии образования (В.С. Собкиным), М.Н. Уткевичем, Д.Л. Константиновским. Общий обзор отечественных исследований в социологии образования выполнен В.Н. Шубкиным и Я.У. Астафьевым. Особенности социальных характеристик массовых школ наиболее рельефно проявляются при их сравнении со школами привилегированными, например, традиционными специальными школами с усиленным преподаванием иностранного языка, основной контингент которых составляют выходцы из элитных слоев и, в частности, интеллигенции.
Опираясь на опыт своего тридцатилетнего функционирования, эти школы осуществляют культурную трансляцию и СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО давно налаженными и отработанными способами. Общеобразовательные школы различаются по степени освоения новых учебных программ, организационных форм обучения, видам специализаций и дополнительным образовательным услугам. Поскольку изучалась связь между степенью освоения школами разного РОДА нововведений и социальным составом учащихся, в выборку были включены три группы общеобразовательных школ: школы с повышенным для уровня Москвы удельным весом учащихся рабочего происхождения, школы с повышенным удельным весом учащихся, родители которых имеют ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, и школы смешанного ТИПА.