Социология в Украине

Все книги автора в библиотеке - Константиновский

Найдено - 3

Социология

КОНЧИТЬ КУРС И МЕСТО ДОСТАТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ (Е.Д. Вознесенская, Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко.)

КОНЧИТЬ КУРС И МЕСТО ДОСТАТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВСтудент и работа — тема для России не новая. Она занимала видное место в художественной литературе прошлого: полунищий, полуголодный, вечно ищущий место гувернера или репетитора, перебивающийся с воды на хлеб — таким предстает перед нами типичный студент второй половины XIX века. Студент Петербургского УНИВЕРСИТЕТА Раскольников, иногородний, "из дворян", приехавший из маленького ГОРОДКА Р-й губернии, "был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу". Студенческую жизнь Раскольникова обеспечивали денежные ПЕРЕВОДЫ от матери (мать выделяла ему 15 рублей из своего пенсиона в 120 рублей, да и то нерегулярно) и уроки. Таков и его приятель студент Разумихин, который на учение зарабатывает уроками либо переводами с иностранных языков. До тех пор пока были уроки, Раскольников "как-нибудь, да пробивался", избегая обращаться к ростовщикам, хотя ломбарды и ростовщические конторы, где можно было закладывать и перезакладывать какие-то личные вещи, вплоть до собственной одежды, служили студентам подспорьем в тяжелые минуты. Однако к моменту совершения преступления Раскольников уже несколько месяцев как оставил университет, "за неимением чем содержать себя, и уроки и прочие средства его прекратились", несмотря на то, что учился усердно и многих своих однокурсников превосходил знаниями (на ВРЕМЯ оставляет учение и Разумихин по той же причине). На убийство ростовщицы Алены Ивановны Раскольникова во многом сподвигает отсутствие средств к существованию.

МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ (Д.Л. Константиновский, В.Н. Шубкин.)

МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕУспехи системы образования в СССР общепризнанны. После Великой Октябрьской социалистической революции наблюдался невиданный в истории порыв к знаниям самых широких народных масс. Демократическая СИСТЕМА образования обусловила достижения нашей страны в космосе, в ядерной физике и в других областях науки и техники.
Однако сложившаяся однажды система образования без постоянного совершенствования не может в условиях научно-технической революции обеспечить решение новых научных и практических задач. Необходимо систематически изучать систему образования, в частности ее РОЛЬ в воспитании молодежи, в воздействии на социальную структуру общества, социальную мобильность населения, и планировать социальные изменения в этой области на перспективу.
XXV съезд КПСС наметил программу дальнейшего развития системы образования молодежи в нашей стране. Вместе с тем съезд указал на необходимость развития исследований по проблемам социального прогнозирования.
К. МАРКСУ принадлежит глубокая мысль о том, что СОЦИАЛИЗМ представляет собой ОБЩЕСТВО, управляемое из предвидимого будущего. Действительно, наши представления о будущем оказывали и оказывают решающее влияние на решения, которые принимаются сегодня.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев на XV съезде профсоюзов говорил: «В ближайшее ВРЕМЯ мы приступаем к разработке долгосрочной перспективы хозяйственного развития страны, вплоть до 1990 года. А в со основе должны лежать самые точные, научно обоснованные расчеты, наиболее современные методы хозяйствования и планирования, формы и структуры организации и управления. Значит, всем нам предстоит серьезно поработать в такой области, как планирование» .
Это полностью касается и системы народного образования в СССР, где социальное ПРОГНОЗИРОВАНИЕ и планирование приобретают в связи с быстрым научно-техническим ПРОГРЕССОМ особо важное значение. В связи с этим обобщение методов социального прогнозирования в области образования становится весьма актуальной задачей.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (Д.Л. Константиновский, Ф.А. Хохлушкина.)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯВ последние годы в отечественной социологии активно проводятся исследования социальных процессов в области образования и, прежде всего, социального поведения молодежи. Значимость этой проблематики обусловлена тем, что, во-первых, она непосредственно затрагивает вопросы демократии и неравенства, связанные с ИНСТИТУТОМ образования в силу выполняемых им функций. Фиксируемое исследователями ПРОТИВОРЕЧИЕ между РАВЕНСТВОМ прав на получение образования и дифференциацией в реализации этих прав молодежью из разных социальных групп является конкретным выражением данной стороны проблемы. Во-вторых, эта тематика важна также для ОЦЕНКИ использования интеллектуального потенциала общества. Привлекательность образования для молодежи, ее устремления в этой сфере, доступность образования для выходцев из разных социальных групп во многом определяют завтрашний уровень образования населения, численность и качество квалифицированных работников, весомость потенциала ученых и специалистов для наукоемких отраслей. Кроме того, исследование социального поведения молодежи в сфере образования актуально в связи с Формированием рынка труда, а именно с проблемами трудоустройства молодежи. Здесь особенно важно, как складывается соотношение потребностей народного хозяйства в работниках определенной квалификации по тем или иным ПРОФЕССИЯМ с одной стороны, устремлений молодежи при выборе жизненного пути – с другой, структуры образования – с третьей.